Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

Завершился Чемпионат мира 2011 в Австралии

Сборная команда России выступала в 8 классах и завоевала 4 лицензии для участия в Олимпийских играх 2012 в следующих классах:

- Женский матч-рейс (экипажа Екатерина Скудина, Елена Сюзева, Елена Облова, Ирина Лоцманова - запасная)

- Класс Финн – Эдуард Скорняков

- Класс парусная доска RS:X – Дмитрий Полищук.

- Класс Лазер – все трое наших гонщиков финишировали в лицензионном поле: Игорь Лисовенко (57), Сергей Комиссаров (69), Максим Семерханов (74).

Класс Лазер самый массовый на этом Чемпионате – 147 лодок. Гонки проходили в первые дни по дивизионам, затем по трем флотам. Все трое россиян квалифицировались в серебряный флот.

Для Сергея Джиенбаева это был дебютный Чемпионат мира в качестве главного тренера Сборной команды, и хотя многие поздравляют его с успешным завершением Чемпионата, ведь у нас теперь гарантированно есть представители от страны как минимум в четырех классах на Олимпиаде 2012, сам Сергей Нуржанович другого мнения об успехах Сборной.

«Честно сказать, я не доволен результатами Чемпионата 2011. В первую очередь категорически не устраивает результат класса 470. Задача для Сборной команды на этом Чемпионате была - 6 лицензий, в том числе в классе 470 мужчины и 470 женщины. Этого не произошло. При том, что класс 470 развивается в нашей стране с 1980 года – 30 лет традиций, школа, победы и что мы здесь имеем? Не можем взять лицензию с первого раза. Боремся с Emerging Nations. Отмечу, что по линии Министерства спорта этот класс был обеспечен в полном объеме материальной частью, сборами, выездами на международные соревнования, особенно мужская сборная. Меня успокаивают, что в Барселоне на Чемпионате мира 2012 мы обязательно возьмем лицензии. Не устраивает.

Во-первых, в Барселоне, таких как наша сборная, тоже будет много. Во- вторых, чтобы иметь комфортную психологическую обстановку в классе, лицензию нужно брать здесь. И в третьих, мы едем на Олимпийские игры чтобы просто поучаствовать или бороться за медали? Если бороться, то позиционировать себя в мировом рейтинге нужно было здесь, как гласит девизе Чемпионата мира «The Dream begins in Perth».

По результатам этого чемпионата мы поменяем систему работы тренерского штаба в классе 470. Уже сейчас могу сказать, что при поддержке Попечительского совета ВФПС: Александра Ежкова, Леонида Макарона и Василия Сенаторова мы формируем группу тренеров в составе: Сергей Бородинов и Игорь Матвиенко (золото в классе 470 в Атланте 1996) в качестве специалистов отвечающих за комплексную спортивную программу этого класса в 2012 году.

На фото: Игорь Матвиенко

Старший тренер класса - Александр Плотников переходит на должность администратора команды, отвечающего за взаимоотношения с Министерством спорта, логистику передвижений и администрирование класса. Он имеет колоссальный опыт работы в качестве администратора, я благодарен ему за качественную организацию участия наших яхтсменов на этом Чемпионате - здесь не было ни одного сбоя, но нашим спортсменам на этом этапе нужны специалисты по тактике, настройкам. В этом смысле я рассчитываю, что Сергей Бородинов и Игорь Матвиенко смогут дать необходимый импульс. Сейчас они готовят план- календарь своей работы на 2012 год, который в целом будет встроен в существующий календарь Сборной команды. Рассчитываю, что в этой программе примут участие экипажи основной Сборной: Шереметьев-Шереметьев, Чаус-Грибанов, Иванова-Крутских, Ильенко-Гапонович, а также молодежная сборная в классе 470. Программа открыта для обеих Сборных.

По классу Финн. Эдуард Скорняков справился с поставленной задачей, мы просили его не экспериментировать и не рисковать – задача обеспечить страну лицензией на Олимпийские игры. Также хочу отметить, что Егор Терпигорев отлично конкурировал с Эдуардом и если бы не поломка крепления гика, вполне вероятно и Егор мог оказаться в лицензионном поле.  

На фото: Егор Терпигорев

На фото: Эдуард Скорняков

По классу Лазер. С задачей взять лицензию справились все трое, хотя считаю, что если мы планируем бороться за медали в Англии, текущие места в серебряном флоте нас не устраивают.

Касательно этих двух классов одиночек – условия Перта показали еще раз - наши спортсмены проигрывают в физической подготовке. Местные говорят, нам еще повезло с погодой дуло 15-20 узлов, а могло всю неделю 25-30 узлов. В таких условиях физические кондиции спортсменам выходят на первый план. До тех пор пока я буду главным тренером Сборной, все чемпионаты России в Олимпийских классах будут проводиться на открытой воде, в море, по сильным ветрам. Никаких озерных и речных соревнований, на озерах пусть проводят ассоциации классов. Также мы объединяем усилия со Сборной командой Украины и планируем провести ряд совместных УТС в Севастополе.   

На фото: Сергей Комиссаров

На фото: Максим Семерханов

Парусная доска RS:X (мужчины).

Дмитрий Полищук справился с поставленной задачей и взял лицензию, несмотря на то, что он три дня гонялся с высокой температурой и тяжело проходил процесс акклиматизации. Хочу отметить, если сравнить объем финансовых вложений по параметрам класс-результат, то Дмитрий Полищук здесь на первом месте по результату и на последнем по финансированию.  

На фото: Дмитрий Полищук

Женский матч-рейс первым взял лицензию, другого результата мы не ожидали. Были все шансы занять призовое место, но я уже об этом высказывался.

В классе RS:X (женщины) и Лазер Р – результаты крайне невысокие и в олимпийский год мы будем вынуждены максимально сократить финансирование этих классов по линии Сборной команды.

49-er показал неплохой прогресс, с учетом, что класс практически не финансировался по линии Министерства спорта и в основном развивался за счет средств регионов: Воронеж, Тверь, Тольятти, Москва, Владивосток, а также ассоциации класса 49-er. В России этот класс культивируется совсем небольшой период времени, поэтому это единственный класс, который по моим оценкам имеет моральное право на второй заход. Экипажам: Калинчев-Карачев, Чекрыгин-Руссу, Басалкин-Гайдаенко необходимо качественно поработать в 2012 году, если они заинтересованы взять лицензию на Чемпионате мира в Хорватии (Задар) в мае 2012. Я открыто говорю членам экипажей - будущее этого класса в России в ваших руках. Во-первых,  участие россиян на Олимпийских играх 2012 – историческое событие, впервые в истории нашего паруса. Во вторых, будет лицензия - будет финансирование по линии Министерства спорта, а пока продолжаем тянуть лямку за счет регионов и ассоциации класса.

Также, хочу поблагодарить всех старших тренеров классов и личных тренеров за отличную командую работу, взаимовыручку и консолидацию наших ресурсов на этом чемпионате.

Юрий Коновалов (класс 49-er), Александр Плотников, Сергей Егоров, Михаил Заболотнов (класс 470), Владимир Назаров, Сергей Шевцов, Сергей Ванин (класс Лазер), Виктор Антонов (класс RS:X).

На фото: Владимир Назаров, Сергей Шевцов, Сергей Ванин

Особая благодарность тренеру в классе Финн - Виктору Сорокину (Краснодарский край). Виктор одновременно обеспечивал трех спортсменов на воде, помимо своего подопечного - Алексея Селиванова, он помогал спортсменам, выступающих за Москву: Эдуард Скорняков и Егор Терпигорев. Парадокс, но самый обеспеченный в материальном плане регионов - Москва смог отправить в Австралию 1 катер с личным тренером для Евгении Кузнецовой (класс Лазер-Радиал, 70 место, лицензию не завоевала).

Результат 4 лицензии из 8 участвующих классов я оцениваю как удовлетворительный. Сегодня, мы загружаем лодки и катера в контейнера, в понедельник вылетаем в Москву. Спасибо всем кто болел и поддерживал нашу сборную, мы надеемся, что у вас будет больше поводов для празднования успехов Сборной в 2012 году».

Президент ВФПС Георгий Шайдуко: «Чемпионат мира это событие для любого спортсмена, потому что это шанс войти в историю, оставить свой след в том виде спорта, которому ты отдаешь годы жизни. Также это возможность сравнить свой уровень с лучшими гонщиками планеты. Парусом занимаются миллионы людей, но призерами чемпионата мира становятся всего 3 человека (или 3 экипажа). Это особое ощущение и мне оно знакомо.

Чтобы не говорили про австралийцев, но в целом они хорошо провели Чемпионат. Первые дни были сбои, но потом работа наладилась, и глобальных проблем не было. 

У нас 4 лицензии и если сравнивать результатами Отборочного Чемпионата мира 2007 в Испании (1 лицензия в классе Инглинг), то это конечно прогресс. К сожалению, в этом году в медальной гонке гонялся только 1 экипаж – женский матч-рейс.

Все познается в сравнении. 4 лицензии в 2011 году и это успех, в сравнении с Чемпионатом 2007.  Вспоминаю, как в 1985 году, когда мой экипаж с Чемпионата привез бронзовую медаль в классе Солинг, меня лишили зарплаты и едва не уволили из Сборной СССР, так как не выполнил поставленной задачи (должен был завоевать золото). В 1988 году, когда мой экипаж, экипаж Сергея Бородинова (Летучий Голландец), экипаж Юрия Коновалова (Торнадо) не завоевал медалей на Олимпийских играх в Сеуле – наши экипажи расформировали и сказали, что больше мы не занимается парусном спортом, во всяком случае, за счет государства.

И считаю, что это было правильно сделано, у спортсмена должна быть ответственность за результат. У Сборной команды есть комплексная целевая программа на 2011 год, там прописаны задачи и ожидаемые результаты, если они на этом чемпионате мира не были выполнены, руководству Сборной нужно принять меры.

На фото: экипаж А.Чекрыгин- В.Руссу

Я посмотрел гонки во всех классах, конечно, есть над чем работать в каждом экипаже – старты, огибания, несение спинакера, предугадывание заходов ветра и т.д. и это задача тренерского штаба. Я бы хотел подчеркнуть две вещи: отношение к делу и правила игры.  

Проходят годы, меняются классы, материалы, настройки на яхтах, но одно из условий для победы в олимпийских классах прежнее – самопожертвование, фанатичное стремление к победе. Если ты бережешь себя, не работаешь на износ – ты не добьёшься здесь результата. Я общаюсь с нашими молодыми яхтсменами и чувствую, что для многих Олимпиада, место в Сборной команде, Чемпионат мира - это fun – а не главная цель всей жизни. Ребята – так дело не пойдет.  

Мы здесь каждый день видим Валентина Григорьевича Манкина, он тренирует Сборную Италии. Я помню, как он тренировался сам, мы с ним жили в одном яхт-клубе. Гоночный день у него начинался в 5 утра. Его любимая фраза своим шкотовым: «спать можете сколько угодно, но тренировка начинается в 5 утра». Для меня целеустремленность Валентина Манкина до сих пор пример в жизни. И каждый раз, когда Валентин входит в помещение яхт-клуба, я приветствую его стоя.

И второе – насколько хорошо вы знаете правила игры? Досконально знание правил парусных соревнований – это важнейший элемент тактической борьбы. Валентин Манкин был ходячей энциклопедией по правилам и случаям. Известная история, после завершения карьеры гонщика и переезда в Европу - Валентин Манкин планировал стать международным ампайром, его мечта была работать на Кубке Америки. Ему предложили пройти тест, который состоит из 500 вопросов (нужно было набрать определенный процент правильных ответов). В результате Манкин дал 500 правильных ответов. Не поверили, запустили по второму кругу – результат тот же, 500 правильных ответов. Европейцы растерялись, статус международного ампайра В.Г. Манкину не дали.

Вот на эти два момента стоит обратить внимание, все остальное дело техники и работы тренеров.  

В целом, мне понравился настрой в Сборной команде, я считаю, Джиенбаеву Сергею удалось сплотить коллектив тренеров и спортсменов. Мы выглядели как коллектив единомышленников. И даже то, что все (за исключением команды Екатерины Скудиной) жили в одном кемпинге: главный тренер, старшие тренера, личные тренера, спортсмены – это правильное решение. Для молодого Главного тренера Сборной этот чемпионат был серьезной проверкой на прочность и считаю, что он выдержал это испытание с честью».

Сборная команда России по парусному спорту прибывает в Москву 20 декабря.

Оскар Конюхов

Перт, Западная Австралия.

Все публикации