|
|||||
Из воспоминаний Анатолия Кондакова: "Конрад. Гонка длиною в 30 лет."Гонка длиною в 30 лет
Сегодня я хочу поговорить с вами о “Конрад-25” – о яхте с большой историей. С этой целью я обратилась к Анатолию Николаевичу Кондакову - человеку, который и создавал флот яхт «Конрад 25».
В 2009г исполняется 30 лет гоночной истории яхт типа “Конрад-25” в России. Казалось бы, не такой большой срок жизни для яхты. В нашей стране есть парусники и постарше, которые так же участвуют в соревнованиях. Но Конрад-25 отличается от других яхт тем, что все 30лет, начиная с 1979г, когда первые 7 яхт этого типа появились на наших акваториях, активно участвует в регатах по всей стране от Санкт-Петербурга до Владивостока. Его можно встретить как на морях, так и на реках, водохранилищах и озёрах.
Анатолий Николаевич, в чём главная особенность этого класса яхт? Почему многие яхтсмены предпочитают его остальным классам судов? За всю историю отечественного спорта, начиная с создания Невской флотилии Петром 1 в 1718г. ни один тип парусников не собрал флот однотипных яхт, равный флоту Конрад-25: ни по количеству вымпелов, ни по уровню гоночной активности. Соревнования однотипных яхт имеют определённое преимущество перед гонками яхт различных типов, так как не требуют подсчёта результатов по гандикапу. С самых первых стартов Конрад-25 завоевал симпатии гонщиков, в том числе и прошедших подготовку в олимпийских классах яхт. И далее, с момента своего появления, Конрад-25 прошёл серьёзную проверку морем, на Онежском озере и во Владивостоке на Кубке залива – «Пётр Великий». Берусь утверждать, что в нашей стране это самые сложные и красивые гоночные акватории. Насколько они красивы, настолько и сложны в навигационном отношении. Везде хватает ветра, а ещё больше подводных камней. Именно поэтому-то эти регаты и пользуются особой популярность среди яхтсменов. В июле этого года самому старшему Конраду-25 исполниться уже 30 лет, а самый молодой отметит своё 20-летие. Но, несмотря на свой солидный возраст, он не сдаётся и успешно конкурирует с более современными яхтами. Три десятка лет подтвердили главное качество Конрада-25 – это надёжность. За все 30 лет активной гоночной жизни, ни одна яхта не утонула по причине недостатков конструкции ни на одной акватории.
Насколько я знаю, Конрад-25 является детищем, увы, не наших конструкторов. Кто же тогда? В нашу страну К-25 поступали из Польши. Их строили на верфи имени известного писателя-мариниста Джозефа Конрада в Гданьске и поставлялись на основе межправительственного соглашения. В период 1979-89гг, в СССР было закуплено около 400 яхт этого типа.
К какому классу судна можно отнести Конрад? И существуют ли у этого класса модификации? По классификации крейсерских парусных судов, принятой в СССР в нач.70-х, Конрад-25 относится к классу малых крейсеров – «четвертьтонник». Он выпускался в двух модификациях: Конрад-25R и Конрад-25RT. R – чисто гоночная яхта с минимальным уровнем обитаемости, предусмотренного правилами класса. RT – отличается от регатника более развитой рубкой и несколько лучшей обитаемостью. При этом турист имел и немного большее водоизмещение. Был ещё и промежуточный вариант 25Т. Но с 1982г эту модель не закупали вовсе. Основу же флота, более 80%, составили Конрад-25R. Яхты, близкие по размерам к Конраду-25 строились и в Союзе, но они больше подходили для походов, чем для гонок.
А до появления Конрада-25 в России, гонки крейсерских яхт были популярны среди наших яхтсменов? Естественно. Но морских яхт было немного, да и те сильно отличались друг от друга. На страты регат выходило три-четыре десятка судов, представлявших различные проекты. На момент появления Конрада-25, о флоте крейсеров можно судить по самой представительной на то время Балтийской регате в 1983г, в которой приняло участие 123 яхты, но опять же, различных проектов. В тот раз собирались практически все парусники прибалтийской части нашей страны, да ещё три яхты пришли из Финляндии. За давностью времени, могу ошибиться только в единицах.
Хотя и не раз говорилось о преимуществах этого типа судна, и всё же: существуют ли у Конрада-25 конкуренты? Из крейсерских яхт в нашей стране, своей спортивной биографией с Конрадом-25 может сравниться только национальный класс Л-6, строительство которого в СССР началось в теперь уже далёком, 1963г. “Шестёрки”, как их называли гонщики, пользовались популярностью среди яхтсменов только в морских городах. Для гонок же на внутренних акваториях, из-за своих размеров они не подходили и, на реках и водохранилищах они встречались очень редко. Л-6 строили только на Ленинградской верфи и в очень ограниченном количестве, около десяти единиц в год. За всю историю небольшие флоты сформировались только в Ленинграде и Владивостоке, где они участвовали в регатах. “Шестёрки” были хорошими мореходами и на них участвовали не только в гонках, но и ходили в дальние походы. Из Ленинграда в Польшу и из Владивостока на Камчатку. Сейчас этим никого не удивишь, но в советский период такие плавания были крупным событием нашей парусной жизни. Другие же типы гоночных крейсерских яхт не могли собрать даже небольшой флот, сравнительно однотипных судов.
Появление Конрада-25 в России: чем оно стало для нас? На стартах регат в 80-е г это можно смело назвать прорывом в современном парусном спорте. Его выход на арену по времени совпал и с новым явлением в нашем парусном спорте. Если раньше, в эпоху деревянного судостроения, наша парусная элита стремилась участвовать в соревнованиях на яхтах олимпийских классов, то с широким внедрением стеклопластиков, этот интерес заметно ослабел. Сказалось сильное расслоение в качестве судов, закупаемых в ограниченном количестве за границей, и произведённых в нашей стране. Разница в скоростных возможностях яхт была разительна. В отличие от деревянных, модернизировать которые можно было своими руками, как это делалось ранее, со стеклопластиковыми корпусами сделать подобное было невозможно. Естественно, такое положение дел не устраивало многих.
И что же последовало за этим? Сложилась кризисная ситуация, когда квалифицированные кадры спортсменов вынуждены были уходить из спорта. Но ситуацию спасли серийные поставки яхт из Польши, где спортивное судостроение было развито гораздо сильнее, чем в нашей стране. Из предложенного ряда, для серийной поставки выбрали именно Конрад-25. В то время это была современная, технологичная в производстве яхта, которую стали закупать крупными партиями, порядка сорока единиц в год. Именно эти яхты дали возможность многим яхтсменам вернуться в парусный спорт. Конрад-25 появился вовремя и оказался востребованным спортсменами. «Конрады» сразу же задали спортивный тон в гонках, подняв качество соревнований на более высокий уровень. Современный, мореходный с высокой степенью монотипности, он и пришёлся по душе многим яхтсменам.
Как складывалась судьба Конрада-25 в России, начиная с тех времён? Десятилетие 80-х, годы расцвета крейсерства в нашей стране. Уже в середине 80-х Конрад-25 фактически стал национальным классом, признанным парусным сообществом. Эти яхты можно было встретить на всех соревнованиях парусников страны. Так на популярных регатах “Онежской” и “Кубок Залива Петра Великого”, в те годы количество «Конрадов» на старте доходило до 70-и и до 40 яхт соответственно. Даже сейчас для нас, это весьма внушительные цифры. Активная позиция яхтсменов, подкреплённая серийными поставками яхт, выдвинули Конрад-25 на ведущие позиции в нашем парусном спорте. Но сменившие их 90-е стали трудным периодом, затронувшим весь наш парусный спорт от детских Оптимистов до крейсеров. Социальный катаклизм в обществе, в яхтинге выразился в снижении спортивной активности. И, только с наступлением нового века, в парусной жизни наметился подъём. И снова, Конрад-25 задаёт тон в гонках. Сегодня трудно определить их точно число в стране, но на старте Банковского клуба в Москве и Кубке залива Петра Великого во Владивостоке, Конрад-25 основной участник этих представительных регат. На этих яхтах в гонки выходили такие известные яхтсмены как Сергей Бородинов – чемпион Европы, призёр чемпионата мира; Олег Хопёрский – чемпион Европы, призёр чемпионата Мира; Валентин Манкин – 3-х кратный победитель олимпийских игр; Виктор Потапов – двукратный чемпион мира и другие.
Довелось услышать, что Конрад-25 – не единственный четвертьтонник в нашей стране. Не могли бы рассказать об этом подробнее? Правила этого класса позволяют строить яхты по различным проектам при условии соблюдения определённых требований. И, естественно, наши конструкторы не дремали и так же создавали свои яхты, ставшие соперниками Конрад-25. Первым, в начале 80-х, спроектировали свой четвертьтонник замечательный конструктор яхт – Игорь Сиденко из Колпино. В середине 80-х, Таллиннская верфь спортивного судостроения стала выпускать свой проект. Позже, несмотря на свой перестроечный период, на старты регат вышли яхты Питерского конструктора Юрия Ситникова , Леонида Пономарёва и Александра Зобнина из Нижнего Новгорода. Новые яхты стали достойными соперниками на дистанциях гонок.
Чтобы хотелось отметить в заключении? Уж если есть флот, то хочу сказать о людях причастных к его созданию и, с которым мне довелось работать, зачастую преодолевая трудности. Это Людмила Петрунис, много лет проработавшая во внешнеторговом объединении Судоимпорт. Галина Даниловская, сотрудница главного управления спортивной промышленности ССР. В формировании флота на Дальнем Востоке основную роль сыграли Виталий Тимофеев и Анатолий Ильин – сотрудники спорткомитета Приморского края, Генрих Щёголев и Николай Клейман – работавшие в то время в Дальневосточном морском пароходстве. От них эстафету принял командор яхт-клуба Семь футов – Михаил Ермаков, взявший на себя нелёгкий труд поддержки морских традиций. Во многом, благодаря бескорыстному энтузиазму этих людей, флот создавался и действует по сей день. Я рад, что жизнь свела меня с этими людьми. И, конечно же, флот живёт благодаря активной позиции самих яхтсменов. Сегодня Конрад-25, выходя на старт, подтверждает правильность выбора, сделанного 30 лет назад.
Уважаемый Анатолий Николаевич, благодарю вас за беседу. Уверенна, что для многих она была поистине очень интересна. Подводя итог, хочу лишь отметить тот факт, что уже через 10 лет проект будет отмечать свой 40-й юбилей. И тогда, как не печально, пойдёт речь о физическом старении: старении материалов даже в наших условиях. Пора задуматься о будущем этого класса. |
|||||
|