|
|||||
Из воспоминаний Рудольфа Любарова: "Как это начиналось. До передачи эстафеты яхт-клубу "Семь футов"Как это начиналось до передачи эстафеты яхт-клубу "Семь футов" Конец сороковых. Спортивное общество профсоюзов «Буревестник» имело на балансе небольшую водную станцию, которая располагалась на территории между водными станциями ДОФ и «Водник». Материальная база была очень слабая: швербот класса «М» и «Ерш»-проект шарпи, несколько шестивесельных ялов, 10 единиц народных лодок. Однако, располагая таким флотом, яхтсмены общества принимали самое активное участие во всех регатах, проводимых городом и краем. К тому времени численный состав был около 45 взрослых и подростков. Участвовали все без возрастного разграничения в парусных регатах, которые проводились как гонки с пересадкой. Яхтсмены должны были гоняться на всех выставленных шверботах. Также яхтсмены принимали участие в различных соревнованиях на шестивесельных ялах и народных лодках. Волейбольная площадка, оборудованная своими силами на территории водной станции, привлекала не только яхтсменов, но и всех желающих поиграть в волейбол. Часто проводились турниры. В 1952 году, по итогам чемпионата Приморского края, была сформирована сборная команда, в состав которой вошли представители общества «Водник» (в классе швербота «М» рулевой Головаш Иван Филиппович), «Буревестник» (в классе швербота «Олимпик» Любаров Рудольф Гарриевич), женские экипажи (в классе «М» Агапова Алла) и КТОФ (в классе «Олимпик» Пасочник Антонина). Мы впервые за всю историю парусного спорта в Приморском крае приняли участие в чемпионате России, проводимом в Таганроге, где заняли общее 5-е место из 17 команд. В дальнейшем таких участий было много и в чемпионатах и в спартакиадах Народов РСФСР. В 1954 году два наших экипажа: я на шверботе «Олимпик» и Клещевников Сергей Яковлевич на шверботе класса «М» приняли участие в чемпионате Центрального Совета «Буревестник» в Ленинграде, где заняли третье место. Для нас это был большой успех. В 1956 году малочисленные спортивные общества профсоюзов, такие как «Буревестник», «Авангард», «Металлург», «Пищевик», «Крылья Советов», «Угольщик», «Химик» и другие, решением ВЦСПС были преобразованы в единое профсоюзное Российское спортивное общество «Труд», в обслуживании которого находилось 16 отраслей промышленности, в том числе самые крупные коллективы физкультуры как «Дальзавод», «Строитель», «Дальрыба», Академия наук и другие. Одной из главных задач общества было создание коллективов физкультуры на предприятиях, спортивных секций по видам спорта, проведение различных спортивных соревнований и спартакиад, строительство спортивных залов, спортплощадок. Я, как заместитель председателя Краевого совета ДСО «Труд» отвечающий за развитие спорта в обществе, не мог без внимания оставить морские виды спорта. Да и сам имел к тому времени первые разряды по парусу и народной гребле, был рулевым первого класса, имел опыт участия в различных местных и республиканских регатах. Одними из первых в обществе были созданы Краевые секции в гребле и парусном спорте, в состав которых вошли самые знаменитые спортсмены в гребле: чемпион РСФСР и СССР 1952г. Юрий Константинович Шубин (в дальнейшем воспитанники Шубина добивались побед на всесоюзных, европейских и мировых первенствах); двое - Мария Шубина (золотая чемпионка по гребле Олимпиады 1960г.) и Степан Ощепков (завоевал золото в гребле на Олимпиаде 1964г.); Надежда и Григорий Левченко - чемпионы СССР и мира по гребле; Николай Уткин, Николай Лопачев, Гурий Сидоров - тренеры Школы олимпийского резерва. В парусном спорте: Сергей Клещевников, Артур Осокин, Юрий Куич, Виталий и Татьяна Соломатовы, Геннадий Костюченко, Надежда Семенова, Геннадий Шептухин, Сергей Шин, Сергей Самолов, Валерий Бухонов, Василий Яреловец, Виктор Бевз, Владимир Анисимов, Гандер Будинов, Федор Тищенко, Владимир Корецкий, Петр Дакус, Анатолий Козырев, Анатолий Татаринов, Виктор Юсупов, Владимир Роговец, Геннадий Куликовский, Владимир Зубрий, Павел Кошара, Борис Крюковский, Александр Нацвин, Борис Соловейчик и многие другие. Это тот актив, с которого началось развитие парусного и гребного спорта в «Труде». В 1956 году спортивному обществу «Труд» была выделена территория на Северной Косе спортгавани, на которой, в свободное от работы время, активом гребцов и парусников была построена гребно-парусная база «Труд» с эллингом для хранения лодок, подсобными помещениями и слипами для спуска лодок и шверботов, а также обустроена территория для стоянки яхт. За несколько лет было приобретено 6 яхт класса «Дракон», 3 яхты «Звездник», 4 швербота «Летучий голландец», 5 шверботов «Финн» и 3 швербота «М», и в дальнейшем приобретались различные детские шверботы - всего около 65 единиц. В зимнее время яхтсмены собирались в арендованном подвале на Тигровой, 20, отремонтированного своими силами., размеры которого позволяли оборудовать класс и мастерскую. Нашлись умельцы - это, прежде всего Федор Иосифович Тищенко, директор гребно-парусной базы, Виктор Юсупов и другие яхтсмены, которые в этой мастерской по проектам построили первые несколько «Оптимистов» и «Кадетов». И вообще, все яхтсмены от малышей до взрослых свои парусные лодки и яхты совершенствовали, ремонтировали, изготавливали дельные вещи, а порой и перестраивали самостоятельно, берегли их и от этого был и успех в регатах. В начале 60-х годов стали выезжать на всесоюзные регаты, проводимые как по линии Центрального Совета «Труд», так и по линии в составах сборных команд Приморского края на республиканские соревнования. Добиться больших успехов на выезде было почти невозможно, арендовать яхты и шверботы приходилось не лучшего качества, с собой везли шкоты, блочки, паруса - в общем набивали кисы всем, что могло пригодиться. Главное, что мы набирались опыта, принимая участие в таких значимых для нас регатах. Эти знания передавались по приезду домой на семинарах, в беседах, а главное, участвуя в первенствах и чемпионатах города и края, многие из «трудовцев» были победителями и призерами. Перечислять всех я не буду, эти яхтсмены указаны мной выше. И я, участвуя в этих соревнованиях на яхте «Дракон», был победителем и призером много раз. Неоднократно выезжал на чемпионаты России, Международную Балтийскую регату в г. Таллине. По линии Центрального Совета «Труд» были такие лимиты на участие яхтсменов от регионов, где порой встречались и приморские яхтсмены из других яхт-клубов. Приходилось на дистанции встречаться в соперничестве с Константином Егоровым, который представлял Центральный клуб ВМФ и другими яхтсменами. Среди яхтсменов-трудовцев было очень много представителей рыбной промышленности, коллективов ВРХ флота, Дальрыбы и других предприятий, которые выступали с инициативой строительства на месте деревянной гребно-парусной базы хорошего капитального яхт-клуба и укреплением Северной косы, которая к тому времени была почти разрушена. Все вопросы по подготовке проекта были согласованы начальником «Дальрыбы» Шалвой Надибаидзе. Проект яхт-клуба было поручено выполнить Гипрорыбпроекту. Но, к сожалению или к счастью, эту нашу инициативу перехватил Владивостокский горисполком, который вынашивал идею о благоустройстве всей территории спортивной гавани. Под снос должны были пойти Горрыбкомбинат, спортивная база по гребле «Спартак» и наша гребно-парусная база «Труд». Вот такие были грандиозные планы у города. Не обжив толком свою территорию на Северной косе, мы в очередной раз готовились к эвакуации на новую землю в районе бухты Федорова площадью 14670 кв. метров, рядом с заводом «Металлист», которую за нами закрепили решением Горисполкома от 23 ноября 1967 года. Приступить к строительным работам на этом участке мы должны были не позднее 1-го января 1970 года, а закончить все строительство к концу 1972 года. Всю проектную документацию надо было предоставить к августу 1969 года. Однако планы есть планы, а действительность, с которой мы столкнулись, а это прежде всего, переселение людей, дома которых шли под снос, так как они находились на территории предполагаемого строительства спорткомплекса, и другие вопросы, связанные с подготовкой строительства гребно-парусной базы решались очень медленно по разным причинам, прежде всего, по предоставлению городом жилья. Так что все планы с началом строительства главного корпуса сдвигались на начало 1971 года. Все вопросы подготовки строительства гребно-парусной базы решались на высшем уровне от Всесоюзного Совета ДСО Профсоюзов до правительства. В эти годы действовало решение правительства о запрете строительства дворцов культуры, спорткомплексов и других излишеств. Пришлось пробивать наше сегодняшнее спортивное сооружение как типовую гребно-парусную базу. В этом нам очень помог Приморский Крайсовпроф, Крайком КПСС, Горисполком. Ну а толкачем всего этого был Приморский Крайсовет ДСО «Труд» в лице председателя Куксенко Владимира Кирилловича. Пока решали на всех уровнях вопросы главного строительства гребно-парусной базы, надо было готовиться к переезду. Проблем было много. Необходимо было построить временное деревянное здание предусмотрев эллинг для хранения гребных лодок, шверботов, мастерскую, тренерские комнаты и класс для общего сбора, обучения яхтсменов и гребцов. В подготовке проектной документации временного сооружения нам помогли, на общественных началах, яхтсмены, работающие в Приморгражданпроекте: Татаринов Анатолий Васильевич, Данько Анатолий Николаевич, Дакус Петр Васильевич. К строительству приступили зимой 1972года. Строить это сооружение было поручено Стройтресту -8. Яхтсмены и гребцы дружно, в свободное от работы и учебы время, помогали строителям как могли, оббивали дранкой внутренние помещения, т.е. занимались черновой работой, чтобы быстрей завершить в основном строительство этого сооружения. Правильно сравнивают переезды и пожары, как определенные трудности. Вот и мы летом 1973 года, вместо участия в регатах, переживали трудные дни, связанные с переездом и обживанием новой территории, которая была покрыта сплошной глиной и опилками так как рядом находилась лесопилка завода «Металлист». По этому месиву невозможно было передвигать яхты: колеса кильблоков просто утопали в глине. Позже нашли выход, перемешав глину, опилки и золу, которой на заводе «Металлист» было в избытке. Получилась твердая основа, по которой можно было двигать кильблоки с яхтами и передвигать вывозимое имущество. Одно утешало, что построенная строителями, при нашем участии, деревянная гребно-парусная база готова была принять яхтсменов и гребцов, предоставив помещения для класса, тренерских комнат, эллинга, мастерской, рундуками для хранения парусов. В данном сооружении мы прожили до конца 1987года. Ну а пока надо было думать как обустроить причал, где установить имеющийся у нас срезанный когда-то с крейсера «Адмирал Синявин» трехтонный кран, который прослужил нам до 2006 года, и как в будущем использовать береговую территорию. Для этого мы вновь привлекли актив яхтсменов нашего яхт-клуба. К строительству главного корпуса гребно-парусной базы Стройтрест-8 приступил весной 1971 года, проектная документация, над которой работал Курортпроект, выдана была полностью и согласована на всех уровнях. По береговой территории предложений было много: какой должна быть волнозащитная стенка, ее протяженность, какими должны быть слипы и какие использовать материалы. Выработав что-то единое, через Приморский Крайсовпроф, мы обратились в Дальморниипрект для подготовки проекта, который был выполнен и согласован в 1973году. По тем временам лучшего яхтсмены и не видели. А пока волноломом нам служил списанный на Тихоокеанском флоте деревянный торпедный катер, который потом, при расширении территории, был засыпан грунтом. После переезда мы начали обживать территорию яхт-клуба, акваторию бухты Федорова, проводить свои клубные регаты, как среди детей, так и для взрослых яхтсменов. К тому времени флот пополнился новыми судами, которые приобретались за счет организаций, в которых трудились яхтсмены. Это, прежде всего, Востокрыбхолодфлот, Дальзавод, Академия наук. В этих коллективах появились энтузиасты, которым парусный спорт был не безразличен. В первую очередь к таким организациям можно отнести Академию наук, где работал очень мощный актив яхтсменов. Среди них Президент Академии ДВО РАН Андрей Капица и начальник отдела капитального строительства Анатолий Копытец. Анатолий Копытец гонялся на яхте Дракон. Их усилиями Академия в 1973-74 г. приобрела яхты, построенные в Польше: Капелла - 5 яхт, Нефрит- 5 яхт, Арктурус - одна яхта, катамаран «ГАУЯ» и несколько яхт «класса Дракон». А также был приобретен щитовой домик и установлен на территории яхт-клуба, в котором хранилось имущество этого коллектива. Имея такой флот, естественно, яхтсмены Академии захотели самостоятельности. Инициаторов выхода из состава яхт-клуба «Труд» называть не буду, это было их право. И осенью 1974 года все имущество коллектива Академии перекочевало обратно в район Северной косы Спортивной гавани. Но это уже история яхт-клуба Академии наук. С ними ушли и многие воспитанники «Труда». Завершилось строительство главного корпуса здания, причальной стенки и пирса совместно с оградительным молом. Территория яхт-клуба за счет отсыпки была расширена и благоустроена. И вот наступил тот долгожданный день, июнь 1977 года, когда был подписан Акт приемки этого замечательного сооружения. Хоть это и был долгострой, растянувшийся на 5 лет и 8 месяцев, радость у яхтсменов и гребцов была огромная. Это, прежде всего, безопасная стоянка яхт и катеров, спортивные залы ( игровой, штанги, борьбы), гребной бассейн, эллинг для хранения лодок, так что в летнее и зимнее время для проведения занятий ОФП было где развернуться. Появился новый класс яхт «Солинг», который был включен в программу Олимпийских игр. Наши спортсудоверфи в Ленинграде и Таллине регистрировали эту яхту как 22-й класс. «Солинг» заменил на очередных Олимпийских играх полюбившуюся всем яхту «Дракон». В календарь вышестоящих регат «Дракон» уже не включали и это было большой ошибкой Федераций всех уровней. Этот класс яхт был самым популярным и многочисленным, только во Владивостоке насчитывалось до 35-40 единиц. Лучшей яхты для подготовки яхтсменов больше не было во все времена развития парусного спорта. Что касается яхты «Солинг», у приморских яхтсменов эта яхта не прижилась и вскоре исчезла как класс. Да и яхту «Звездник» постигла та же участь. Начиная с 1984 года, организация выставок во Владивостоке и Находке яхт, строящихся на верфях в городах Гданьск и Щецин, пополнила яхт-клубы новыми яхтами, такими как «Конрад-25 R» и «RT», «Картер», «Цетус» и другие, на которые начали пересаживаться яхтсмены. Большую роль в организации выставок сыграли ДВ пароходство и председатель Краевой Федерации парусного спорта Щеголев Геннадий Васильевич. Наличие крейсерского флота повлияло на сам календарь парусных соревнований. Он предусматривал больше крейсерских регат, проводимых в заливе Петра Великого и в Японском море. В 80-е годы детское отделение яхт-клуба насчитывало около 150 человек и располагало 75 шверботами различных классов. Проводилось очень много юношеских регат. Имея свою оздоровительную базу на м.Песчаном, в районе бухты Мелководная и в поселке Лозовый на теплом озере около г.Партизанска , постоянно проводились оздоровительные лагеря, как в летнее время, так и зимой. Единственной проблемой было то, что не хватало тренерских кадров. В дальнейшем это очень сказалось на развитии детского парусного спорта в «Труде». Приближались очередные летние Олимпийские игры 1988года, которые должны были пройти в Южной Корее в городах Сеул и Пусан. Владивосток принимал для проведения акклиматизации спортсменов команды по многим видам спорта, в том числе по гребле и парусу. Естественно, город благоустраивался, строились новые спортивные сооружения. Большую организационную роль в этом играл первый секретарь Крайкома КПСС Дмитрий Николаевич Гагаров. В молодые годы Дмитрий Николаевич занимался греблей, поэтому проблемы водных видов спорта ему были знакомы. Его мечта - все побережье г.Владивостока сделать берегом здоровья осуществлялась. Были снесены сотни лодочных железных и деревянных гаражей и других строений. Производилось благоустройство прилегающих к морю территорий. Очередь дошла и до нас. Нам было предложено снести деревянную гребно-парусную базу, определить территорию яхт-клуба и оградить ее бетонным забором. И эту территорию мы с Гагаровым и заместителем Председателя Крайисполкома Лисуренко обмеряли шагами, споря за каждый метр. Так единая территория выделилась еще и в яхт-клубную - это то, что есть сейчас. |
|||||
|