Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

Из воспоминаний Татьяны Шунковой: "Я и моё время"

 

Я и мое время

Я в парусе с 1955г., я/к ТОФ. Два года шкотовой в команде стала ходить самостоятельно рулевой на Д. На местных соревнованиях в течение ряда лет (1959-1969) была 6 раз чемпионом края, занимала много раз первые места на разных городских соревнованиях. С 1965 года гонялась в общем зачете с мужчинами в тех случаях, когда женщины не включались в обязательный зачет. Лучшие результаты – 5 е место из 15-18 драконов.

 С 1958 по 1069 г. в составе команды ТОФ приняла 6 раз участие в Первенстве вооруженных сил СССР (Одесса, Севастополь, Таллин).

Наиболее значимый для себя результат считаю:


- 1958 г. вооруженка в Одессе. В команде у меня – Куренцова Наташа  и Жанна …

Поехала с 3-разрядом, вернулась с первым. Помог случай. Две женщины мастера спорта неправильно прошли дистанцию на моих глазах (шли вперед) и не сумели правильно замкнуть треугольник олимпийской дистанции (правило веревочки) исправляя ошибку. Их дисквалифицировали, а у меня оказался лучший результат. Для меня это был первый хороший урок на внимательность, знание знаков дистанции. Впоследствии я старалась за этим следить.


- 1969 г. вооруженка в Таллине, гонки с пересадкой. В команде – Марина Прасол, Галина Жучкова. 

В одной из последних гонок( их было 5) вели дистанцию первыми. При огибании последнего знака, после которого следовала прямая на финиш, при снятии спинакера, девчонки отдали оба конца брасов одновременно. Легкий спинакер при довольно свежем ветре взлетел на флюгарку. Галине не мешкая пришлось лезть на мачту до краспиц чтобы его заполучить. Яхту при этом сильно кренило. На главном судейском судне – корабле за нами с интересом наблюдали – благополучно ли все обойдется? Сняли, финишировали, но уже не первыми и в результате потеряли серебро. Домой привезли бронзу. Еще один урок – впервые на гонке не останавливая хода «штурмовали» мачту.


- 1963 г. гонка на 100 миль, 22 дракона, из них один только наш женский экипаж. Общий старт, общий зачет. У нас – третье место. В данном случае была на высоте, наше спортивное самолюбие одолели мужчины. И они это, как потом выяснилось, признали и оценили по достоинству.

В крейсерских гонках принимала участие в общем зачете на 50, 100 миль до 1948 г. Мы не только гонялись на олимпийской дистанции, но и совершали на этих же яхтах дальние переходы с правилами, их называли тренировочными походами. Эта была учеба ходить по морю в разных погодных условиях- довольный свежий ветер и штиль, туман и дождь проливной . Знакомились с акваторией залива Петра Великого, навигационными знаками, лоцией. 

Я приняла участие в двух таких переходах до Посьета – 300 миль, 10 дней, в отряде по 4 дракона.

Август 1958 г. капитан перехода Щеголев Гена. Я в команде Гиндулина Феди.

Привалы в бухтах Алексеева, Нерпа, Средняя, Витязь и Посьет. В ходе перехода был часто туман, ветер то средней силы, то слабый и довольно продолжительный штиль. Дважды пришлось грести на веслах какое-то расстояние. График похода надо было выполнять при любых погодных условиях и правила совместного плавания – тоже. На третий день появился приказ такого содержания:

 

Японское море,9 августа 1958 г.  

Борт яхты «Арктур»

Приказ № 1

9 августа 1958 г. при совместном плавании яхт из бухты Средняя до залива Посьет капитаны судов Д-160 и Д-91 грубо нарушили правила совместного плавания: при тумане не приняли мер для приближения к берегу, не попытались своевременно собраться вместе для дальнейшего плавания. В результате неправильного действия капитанов Павлуся и Гиндулина отряд яхт потерял их в ожидании 1,5 часа, нарушен график перехода, поставлены в опасность экипажи яхт Д- 160 и Д- 91, на которой не в полном порядке паруса. 

На основании вышеизложенного

Приказываю:

1.      Капитанам Павлусю и Гиндулину объявить выговор с занесением в мореходную книжку.

2.      Предупреждаю капитанов яхт в недопустимости подобных действий в создавшейся обстановке. Впредь за подобное нарушение буду наказывать самым серьезным образом.

 

Капитан яхт перехода отряда яхт Щеголев Г.В.

 

Вот так: на полном серьезе все в тренировочном походе.

1957 г. 3 дракона я/к ТОФ, 1-я/к Водника Капитаны яхт: Егоров Костя (по прозвищу «Кот»), Инякин Веня, Головаш Иван. Капитан перехода – начальник я/к Тоф Гейн Глеб Иосифович на яхте Левандовского. Я в команде Кости. По ходу перехода сочиняли стихи, отражающие разные события. Итак:

Четыре дракона покинувши порт,

Под вечер отправились в 3х сот мильный поход

Им до Посьета далеко идти

Много препятствий у них на пути.

Сели туманы и ветер крепчал.

«Сколько на румбе?» - начальник кричал.

Кот щекотился, Веня молчал,

Ваня по хитрому в кокпите спал.

Ночь в Перевозной они провели,

В Сидими утром с рассветом пришли,

К пирсу подходят,концы подают

И к пионерам за чаем идут.

Гамовы скалы в тумане стоят.

Ветер крепчает и ванты трещат.

Глеб Левандовского матом крестит

И на зажимы с опаской глядит.

 

И вот в Зарубино:

 

Идет начальник на драконе,

Карту он прижал к груди

Усердно лоцию читая,

Сшибает банки на пути

Фальшкилем банку протаранив

«Нептун» футшток сломал за ней.

Команда транцами сверкая,

Полезла за борт поскорей.

А хитрый «Кот» ушел в сторонку

Искать поглубже берега.

Идти в Зарубино не хочет

У пирса ищет молока.


Крутится, вертится Ванька лихой,

Мели обходит он все стороной.

Банки тоже ему ни к чему –

К пирсу пробраться надо ему ….

 

Эту песню мы с особым азартом исполняли на каждой клубовской вечеринке, которые проводили для обмывания кубков, завоеванных в командных первенствах. Было это так: право первого глотка отдавалось начальнику клуба. И за ним, и за последующими внимательно следили, чтобы «Не дай бог» не переборщили.

В 1964 г. была представителем сборной команды края на Первенстве России и Ленинграде и одновременно гонялась на драконе в команде Егорова Кости. Кроме дракона в составе команды были яхты классов «Звездный»6 , «Летучий голландец», «Финн».

В 50х же годах начала заниматься судейством с 6-ти весельных ялов- Первенство Тихоокеанского флота, затем в 60х детские соревнования.

 В эти годы я сама активно гонялась, а в «окошках» между гонками – дети. Стала переключаться на взрослых – в 70х годах. С начала 70х женщин исключили из обязательного зачета вооруженки. Перестали выезжать, возникли проблемы с личной командой – не с кем гоняться , как то незаметно подкрался общий спад в олимпийских классах ( имеющиеся состарились, новых не поступало, крейсера приходили им на смену) . с кона 70 х стало переключаться на судейство соревнований всех уровней – города и края , зона Сибири и Дальнего Востока , Белый парус мира( начало). На выезде судила Первенство России среди юношей – Таганрог 1978 г7, и везде в качестве главного секретаря.

 В 60- х годах была секретарем Президиума Федерации Парусного спорта края, что давало возможность видеть шире задачи , достижения, недостатки и проблемы в развитии парусного спорта в Приморье. 

 С середины 90-х годов пришлось расстаться с парусом по семейным обстоятельствам, вернулась в него в 2004 г. Три выхода в Японию на яхте «Надежда» для участия в крейсерской гонке Хакодате – Аомори. (2005, 2006, 2007).

 Полстолетия в парусе. Это не было простым увлечением, это был образ жизни многих яхтсменов моего поколения – трудолюбивых, порядочных, умных, эмоциональных «чудаков», влюбленных в море, парус и жизнь в целом. Подводя итог долгого житейского пути могу утверждать, что не каждому дано прожить хотя бы кусочек такой жизни, наполненной интересными событиями, встречами и добрыми чувствами.

 Особенность наших отношений : в гонке мы все были соперниками, также среди одноклубников, а на берегу – друзья. Знали лично всех «чудаков»  всех клубов от спортивной гавани до училища Невельского -  ДВНЦ, Турниф, Труд, Водник, ТОФ, училище. Благо все они находились в пределах одной береговой  черты и в случае необходимости это расстояние можно было легко пройти пешком. Жили очень дружно, ну, очень дружно! Сейчас я не хочу никого выделять – это отдельный раздел лучших яхтсменов из история паруса края. Хочу только отметить что за свою любовь к парусу заслуживают уважения все : и те , кто преуспевал , и те , кто по разным причинам имел переменный успех , и те , кто был постоянно в числе отстающих ( как правильно новички) . Для всех был важен дух, процесс гонки от старта до финиша , вся жизнь в ритме паруса .

Парус учил ценить время, помогал утверждаться на работе . Со временем в нашей среде стало много заслуженных , именитых руководителей , ученых , хороших специалистов разного рода . 

 Золотое время не только нашей молодости , но и послевоенной поры. Залечивая раны, поднимая экономику, государство СССР давало возможность простому народу бесплатно заниматься «королевским» видом спорта . Более того, на выездах оплачивало дорогу, сохраняло зарплату, кормило. Аналогично было на местных краевых соревнованиях и даже на тренировочных походах . 

Пишу так подробно затем, чтобы читатель понял , что можно было при желании каждому в миру сил и способностей не только получать удовольствие для себя но и быть полезным обществу в утверждении здорового образа жизни ВО ВСЕМ! 

 

   Шункова Татьяна

Сентябрь, 2007 год