Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

Из воспоминаний Татьяны Шунковой: "Яхтсменки Владивостока на Олимпийской дистанции в 50-60х годах"

Яхтсменки Владивостока на Олимпийской дистанции в 50-60х годах

В любой профессии моряка, равно и в парусном спорте, с давних времен были только мужчины. После Великой Отечественной Войны и в нашей стране СССР в парусный спорт начинают вторгаться женщины. Это был период массового развития физкультуры и спорта , организуемого на правительственном уровне. При проведении командных Первенств по парусному спорту женщины включались в обязательный зачет. Эта установка соблюдалась на всех уровнях – местные, зональные, республиканские, ведомственные. Для любого Первенства разрабатывались свои Положения, с учетом наличия материальной части – количества яхт в каждом классе. Для выполнения этой установки руководства яхт-клубов старались создавать условия для занятий парусным спортом женским экипажем. Главное из всего – закрепление персональных яхт, порой лучших, чем для мужчин.

Молодые девушки, которых официально называют женщинами, приходили в парус разными путями. Одни проявляли к нему самостоятельное любопытство, других вовлекали друзья. (Детского спорта в 50х годах еще не было.) Приходили, осваивались, ходили под парусом. Через некоторое время уходили по разным житейским причинам. На их место приходили другие. Ну, а если море и парус зацепили за живое, то оставались на берегу на десятилетия. В таких случаях даже материнство не было помехой. Этот главный костяк составлял 1/3 от всего состава яхтсменов. Так по данным в 1961 г. в трех яхт – клубах Владивостока из общего числа яхтсменов в 319 человек, женщин было 77 чел: 31 – «Водник», 25 – «ТОФ», 11 – «Труд».

В начале 50х годов женщины выступали на Олимпийской дистанции  в классах «Олимпик», «М» разных модификаций, с середины 50х на «Финне». Почти одновременно с Финнами в яхт-клубах появился килевый класс «Дракон» - красивая, мореходная яхта и женщины с большим интересом начинают осваивать этот новый для города олимпийский класс.

Порядок вхождения в парус был для всех один. Вот так рассказывает об этом Галина Гостевич (Подошвелева), пришедшая в парус в 1953 г. – ДСО «Водник»:

«Сразу начала осваивать теорию парусного спорта. Занятия  вели Жуковы – Геннадий и Евгений. Поздней весной, после ремонтных работ, началась практика. Женя усадил на килевую яхту «Метиор» рядышком 6 чел, вывел ее на свободную воду, дал каждому порулить, делать повороты. Позднее учил швартовке. На первых порах было страшновато, но страх одолели, научились подходить. Новоиспеченные яхтсменки приступили на шверботном классе «М» к тренировкам, затем стали самостоятельно участвовать в гонках. Не всегда удавалось противостоять стихии. 1956 год, городские соревнования. Очень свежая погода. Зубкова Гену, бывшего главным судьей, ребята предупредили (совет): «не выпускай баб!». Грубовато назвали гонщиц, на деле же ребята любили девчат, переживали за них. Их – «эмошниц» выпустили. Дали старт. Вскоре ветер усилился до очень порывистого и они почти все полетели, кое-как «выловили.» 

На ТОФе в 50-х годах было уже не мало опытных парусников. Несколько человек их них вели теоретические занятия зимой по разделам: устройство яхт, правила парусных соревнований, правила предупреждения столкновения судов в море и другие. Новичков – девушек летом подсаживали в женские или мужские экипажи на разные яхты – «М», «Дракон». В их составе они ходили на тренировки и осваивали практику управления парусом. Если начинали тренироваться в женском экипаже, то, как правило, в нем и оставались , а из мужских всегда переходили в женский. Этого требовал командный интерес клуба – надо было иметь полный состав нахоженных  женских экипажей. На рядовых тренировках женщины отрабатывали подходы к знакам дистанции и повороты вокруг них с разных курсов. Опыт по тактической части ведения гонки на Олимпийской дистанции нарабатывался исключительно на официальных соревнованиях разного рода.

 

Итак, женщины в гонке!

Каждое время в любом виде спорта имеет своих лидеров, парус – не исключение. Это не простой вид спорта. Успех в нем определяют две главные составляющие – гоночные данные яхты и разносторонняя морская опытность, натренированность, которые приобретаются с годами. В итоге кто раньше, тот в и раньше преуспел.

К началу 50х годов единицы женщин были в обществах «Медик», «Буревестник», наибольшее количество в «Воднике». Им и принадлежит ведущее место в парусных гонках начала 50х годов. В 1951-1953 годах первым номером города в классе «М» была Живоглядова Алла. Она же занимает 1 место среди женщин в 1953 г. в гонках с пересадкой проводимых в «Воднике» - 9 гонок на яхтах разных классов, начиная с килевой «юности», кончая швертботом «Ост»,  2 место у Хребетовой Лии, 3 место – Гостевич Галина

Первое место в гонках среди молодежи в 1956 г. занимает Харченко Галина ( Мелентьева).  Она же становится первой чемпионкой в новом для женщин классе «Дракон» на крае в 1958 г.

В конце 40х, начале 50х годов у Дома офицеров Тихоокеанского флота (ДОФ) была водная станция , при ней гребная парусная секции спорта. Занимались в основном военнослужащие и гражданские лица, работающие в учреждениях флота, разрешалось женам военнослужащих. В это время женщины-парусницы были единицы.

С 1953 – 54 гг. Стали принимать всех желающих, количество женщин почти сразу на много увеличивалось. Первый успех приходит в 1955 г. и с этого времени яхтсменки ТОФ становятся бессменными лидерами города и края во всех классах на несколько лет.

                Год

                                      Классы яхт и общества

Олимпик - фины

«М»

Драконы

1955

 

Оборина Ольга (ТОФ)

 

1956

 

Пасечник Галина (ТОФ)

 

1957

Пасечник Галина (Тоф)

Титова Марина (ТОФ)

 

1958

Пасечник Галина (Тоф)

Оборина Ольга(ТОФ)

Харченко Галина (Водник)

1959

Пасечник Галина (Тоф)

Прасол Марина (ТОФ)

Шункова Татьяна (Тоф)

1960

Пасечник Галина (Тоф)

Прасол Марина (ТОФ)

Левандовская Галина (Тоф)

1961

Пасечник Галина (Тоф)

Прасол Марина (ТОФ)

Шункова Татьяна (Тоф)

1962

 

Прасол Марина (ТОФ)

Шункова Татьяна (Тоф)

1963

Грунте Нина (Водник)

Прасол Марина (ТОФ)

Шункова Татьяна (Тоф)

1964

 

Козлова Татьяна (Труд)

Шункова Татьяна (Тоф)

1966

 

Козлова Татьяна (Труд)

Горячева

1968

 

 

Шункова Татьяна (Тоф)

1969

 

 

 

Как видно из таблицы с неизменным успехом выступали Пасечник, Прасол, Шункова.

Пасечник Галина в ТОФе с 1951 г. Сначала занималась в двух видах спорта –народная гребля и парус, затем только парус. Ее высокая , атлетически сложенная, подвижная фигура идеально вписывалась в одиночный класс.  Сразу же посадили на «Олимпик» ,на котором гонялась до 1957 г., затем пересела на «Финн». В обоих видах одиночного класса гонялась успешно.

Титова (Прасол) Марина пришла в ТОФе летом 1955 г. и в этом же сезоне поехала на Вооруженку в Ленинград в команде Зверевой Аллы- класс «М» с 1957 г. гонялась самостоятельно. От сезона к сезону  набиралась опыта. В итоге по уровню своей подготовки выступала наравне с мужчинами. Азартная , уверенная в себе гонщица, имея на борту хорошо натренированную команду в лице Жучковой Галины, Бутенко Людмилы (иногда Николюк Альбины) оставляла своих соперниц позади и стремились прийти на финиш впереди мужчин. Так в 1961 г. на крае в одной из гонок пришла первой, а в 1962 г. также на крае в неофициальном зачете занята общее первое место среди мужчин.

В конце 40-х , начале 50-х годов кроме «Водника» ТОФ, было много ведомственных добровольных спортивных обществ- «Буревестник», «Авангард», «Шахтер», «Наука» и другие, а также ДОСААФ. Ряд из них культивировали шлюпочный спорт, из рядов которого со временем выделились парусники. Начали приобретать швертботные яхточки, но их были единицы и женщин тоже. Так на Олимпике ходила Пригода Алла , на ЭМКе Агапова Алла. Они иногда занимали призовые места. В 1956 г. все малочисленные спортивные общества профсоюзов были преобразованы в общество «Труд». В 1960 г. в «Труд» приходит Козлова Татьяна (Саломатова), которая с 1962 г. начинает самостоятельно гоняться на ЭМКе и до 1966 г. становится активной и результативной гонщицей этого яхт-клуба.

Кроме первенства края в городе проводилось много разных соревнований : открытие и закрытие сезона, первенство города, на приз газет «Тихоокеанский комсомолец», иногда – приз Пограничных войск, матчевая встреча городов Владивосток- Хабаровск, ДВ регата, клубные Первенства и другие. График соревнований был очень плотным и не всегда удавалось принять участие во всех соревнованиях. В моей практике среднее количество – 5 раз, наибольшее – 7 раз. Во всех этих соревнованиях всегда принимали участие женщины, делили между собой призовые места и в итоге получалось, что никто не оставался без наград.

С 1951 по 1969 годы (описываемый период) на Олимпийской дистанции проводились периодически ДВ регаты. В некоторых из них принимали участие и женщины , когда включались в командный зачет. Располагаю данными только об одной из них. 1962 гол, 5 команд. В программе женщины класс «М» и «Финн». Результат:

Класс «М» 1 место- Пасечник Галина – ТОФ

2 место – Ясинская Люся – Труд

3 место – Останина – Водник

 Женщины гонялись не только дома, но и на выезде. Принимали участие в составе своих команд на Первенствах, проводимых по линии ведомств. Участвовать в таких соревнованиях было интересно и полезно: иная акватория , новые, порой именитые соперницы – мастера, а также новые судьи. Рассчитывать на особый успех не приходилось не только по причине неопытности, но и потому, что арендованные яхты были не лучшего качества, иногда просто развалюхи. Но при  любом результате это была возможность приобретения опыта. Лучше получалось при пересадках, которые давали, которые давали равную возможность отличится всем гонщикам.

Наши выезды по годам:

1952 г. – Таганрог, чемпионат России, в сборной края Агапова Алла, класс «М» , «Буревестник», Пасечник Галина, «Олимпик», ТОФ.

1955 г. – Ленинград, Первенство вооруженных сил СССР. Зверева Алла, класс «М», ТОФ.

1956 г. – Москва, Первенство ДСО «Водник», Харченко Галина, «Олимпик» - 3 место. Гостевич Галина, класс «М».

1958 г. – Одесса, Первенство вооруженных сил. Пересадка . Шункова Татьяна, «Дракон» (вырулили 1 разряд, приехали с 3-м). Пасечник Галина, «Олимпик» Оборина Ольга(класс»М»).

1963 г. Москва, ВЦСПС, Козлова Татьяна , класс «М» - 2 место.

Далее все вооруженка:

1960, 1961гг. Севастополь, Шункова Татьяна , «Дракон»

1963 г., Прасол Марина, класс «М» - 3 место. Пересадка. Шункова Татьяна, «Дракон»

1965г. Таллин, Прасол Марина, класс «М»

1966г. Таллин, Шункова Татьяна, «Дракон»

1969г. Таллин, Шункова Татьяна, «Дракон». Пересадка – 3 место.

Это был последний заезд, далее женщин исключили из обязательного зачета.

Аналогично поступили в ведомствах. К началу 70х годов практически завершился 20-летний срок пребывания яхтсменок Владивостока на Олимпийской дистанции. За этот период они стали старше на №-ное количество лет и по разным причинам стали оставлять берег.

Наличие в клубах женщин, притом в немалом количество, оживляло атмосферу отношений. При выигрыше кубков за командный результат после награждения все одноклубники собирались за круглым столом , радовались общему успеху, хвалились когда кто-то «Прихватил» соперника на правом галсе.

Коллективные походы в свободное от гонок время на острова, на отдаленные от города берега для отдыхп, еще и более сплачивали коллективы клубов. Зарождалась дружба между ребятами и девчатами , создавались семьи. Скрепленные общим интересом спорта они были и есть , как правило, крепкими на годы.

 

Далекое интересное время……..

На смену гонкам на Олимпийской дистанции пришли крейсерские гонки с участием женщин. Они гоняются на более сложных по устройству классах яхт в пределах залива Петра Великого, а также выходят за «бугор» - Япония. Противостоят морской стихии наравне с мужчинами и с ними делят места на гонках.

Об этих отважных яхтсменках должен рассказать их современник.

 

Татьяна Шункова 

Июль 2009 г.