Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

Из воспоминаний Татьяны Шунковой: "О Глебе Гейне"

Посвящается светлой памяти

Глеба Иосифовича

 

Личность

Гейн Глеб Иосифович (1919-1994 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Был начальником яхт-клуба ТОФ с 1951 г. по 1967 г.

Начинал со звания старшего лейтенанта, закончил в звании капитана 3 ранга.

Призван в армию в 1939 г., демобилизован  в 1946г. .

Закончил ускоренные курсы (школу) по подготовке офицеров для морского флота.

Служил на Камчатке.

Принимал участие в боевых действиях с Японией (1945 г.), в Манчжурии, Харбине.

За боевые заслуги награждён орденами «Красной звезды» и «Отечественной войны II степени».

Получил 12 медалей разного значения.

Имел звание судьи Всесоюзной категории по парусному спорту. Был членом судейской коллегии Первенства ВМФ по буерному спорту в 50-х гг. Дорожил этим званием и значком.

 

В 40-х гг. прошлого столетия небольшую береговую часть Амурского залива занимала водная станция ДОФ, предназначенная для нужд военнослужащих и их семей. Имела пирс с вышкой для прыжков. Моряки не только купались, но и приобщались к водным видам спорта.

Гребно-парусная секция к концу 40-х гг. имела 4 шестивёсельных яла, несколько лодок для народной гребли, несколько байдарок – одиночек и двоек – яхты швертботных классов: «Олимпик», «Ёрш», 4 шт. «М-20» и килевую яхту Л-6.

Руководил секцей мичман Ларин Николай. После него некоторое время был другой тренер - фамилия забыта, затем Гейн Г.И.

На территории станции стояло одноэтажное деревянное здание, в котором располагалась административная часть и кладовые для размещения и хранения парусного и гоночного имущества разного назначения.

Гребно-парусная секция и водная станция в своей работе и подчинении были как  единое целое. В ноябре 1950 г. директивой Морского главного штаба был сформирован 41 спортивный  клуб Тихоокеанского флота с дислокацией в г. Владивостоке. В его состав вошла гребно-парусная секция ДОФ, с подчинением Управлению боевой подготовки штаба ТОФ. 

Документы 41 спортивного клуба хранились в филиале Архива Военно-морского флота, находящегося в г. Гатчина. В них нет сведений о присвоении гребно-парусной секции ДОФ статуса «Яхт-клуба». Приказы начальника спортклуба  с  ноября 1950 г. по 1961 г. не сохранились. Учитывая  вышеизложенное можно считать, утверждение статуса яхт-клуба произошло в 1950 г., парусным флотом на флоте занимались еще задолго до Отечественной  войны.      

Старший лейтенант запаса Гейн Глеб Иосифович, работавший в клубе тренером на гражданке («приватным») в начале 50х годов, призывается из запаса и приказом Командующего 5 ВМФ от 21 февраля1953 г. назначается Начальником яхт-клуба Дома физической культуры флота.

Однако, в памяти  яхтсменов начала  50-х годов Глеб Иосифович остался  начальником  клуба   с  1951 г.

В 1951 г. вводится должность Соедржателя-ответственного за доставку, размещение и хранение всего имущества клуба. В этой должности с 1951 по 1955 гг. прослужил станший матрос Щёголев Г.В., то есть весь пятилетний срок службы в армии того времени. В качестве боцмана продолжает работать Хрущёв Михаил Васильевич.

Через руководство Дома Офицеров флота в яхт-клуб продолжают поступать централизованно, по линии вооружёнки, новые классы яхт.

Возникает необходимость строить спецэллинг. К этой работе активно подключается начальник и содержатель. По окончании строительства в нём разместились рундуки, баталерки и 2 секции: одна для гребных лодок, вторая - для швертботных яхт.

Несколькими годами позднее рядом с эллингом (по правую сторону на въезде в яхт-клуб) было построено двухэтажное небольшое кирпичное здание. Оно использовалось для слесарно-столярных и других работ.

Идут изменения и в береговой полосе. Укрепляется бревенчатая стенка со слипом для швертботных яхт. От края стенки по берегу ложится деревянный настил. В начале стенки (справа) была затоплена баржа тоже с деревянным настилом. Она стала служить пирсом для килевых яхт. Для их подъёма и спуска на корме баржи был установлен кран. В последующие годы строится бетонированный пирс от м. Бурного параллельно стенке. От баржи сооружается небольшой Г-образный пирс. Между этими пирсами свободная вода для входа в образовавшуюся небольшую уютную гавань. Она стала местом для стоянки катеров.

Мыс Бурный со скалой. Деревянный настил

Мыс Бурный со скалой в 40-е гг. Деревянный настил клуба ДОФ 

 К концу 50-х гг. клуб имел в достаточном количестве гоночных яхт олимпийских классов: Финн, Летучий Голландец, Звёздный, Дракон и одну 5.5. Позднее получили Солинг. Из национальных классов были эМ-ки разных классов и килевые Л-6. Ещё одна большая яхта, «Светлана», осталась от семьи Бриннеров.

В 50-х-60х гг. клуб имел самое большое количество гоночных яхт в сравнении с другими ведущими яхт-клубами Владивостока – «Труд» и «Водник».

 

Яхт-клуб в 50-е гг.

 Особую группу парусных яхт составляют т.н. прогулочные яхты, предназначенные для походов и отдыха моряков с семьями.

Из этой группы клуб имел 2 единицы класса «Шмарагд» – «Фрегат» и «Чайка» – и 6-7 фалькботов (из них 4 принадлежали военно-морскому училищу им. Макарова). На прогулочных яхтах, как и на гоночных, новички учились парусному искусству. Были на них и юнги. Подготовленные по всем правилам парусных соревнований команды яхт принимали участие в крейсерских гонках на 50, 100 миль.

Все классы яхт клуб получал, ещё раз повторю, централизованным путём по линии ВМФ. Когда в практику парусного спорта пришли крейсерские яхты классов «Конрад», «Цетус» и др., совершающие гонки на дальние расстояния, в т.ч. гонки открытого моря, в наш клуб они не поступали. Это дорого и не входило в задачи военно-морского флота.

С самого начала 50-х гг. в городе заметно развивается буерный спорт. Буеров клуб имел тоже в достаточном количестве: Монотип XV, 20-ка, 12-метровик, DN.

6-вёсельные ялы продолжали быть составляющей частью клуба. На его 4-х ялах тренировали матросов воинских частей. База яхт-клуба использовалась при проведении Первенств по многоборью среди морских флотов Тихоокеанского побережья. Принимала в них участие и морская авиация. В программу многоборья включали ялы – гребля на вёслах на определённое расстояние и гонки под парусом по заданной дистанции. Состав участников был очень многочисленным, и у начальника клуба было много работы по их приёму, размещению, созданию условий для работы судейской коллегии.

У ялистов, как и у буеристов, проводились проводилось Первенство ВМФ СССР.

Занималась при яхт-клубе детская секция по парусному спорту – «Оптимист», «Кадет», «Луч».

 Ребята принимали участие во всех детских соревнованиях среди других клубов Владивостока.

 Кроме парусной части к яхт-клубу были приписаны и другие виды водного спорта:

1) Гребля народная, на байдарках. Базой их тренировок было устье р. Суйфун, а лодки хранились в зимнее время в эллинге клуба. Их было много.

2) Водомоторный – немногочисленный. Катера базировались и ремонтировались в клубе, а тренировались и соревновались в разных местах.

3) Подводное плавание – тоже не много. Тренировались в б. Улисс, где располагались подводные лодки. У них был хороший бассейн, что давало возможность тренироваться круглый год. Тренером была женщина по имени Роза.

Деятельность мотористов и подводников продолжалась лет десять.

Т.о., по своему обустройству, по достаточному наличию материальной части по культивируемым видам спорта, по количеству занимающихся спортом военных и гражданских лиц, детей яхт-клуб Краснознамённого Тихоокеанского флота был солидным клубом не только в пределах Владивостока, Приморского края, но и, возможно, ряда других клубов ВМФ СССР.

Участники клуба, перечисленных выше видов спорта, успешно выступали на соревнованиях разного уровня – местных, республиканских, союзных, ВМФ и международных.

Первенство ВМФ проводилось регулярно по своему календарю – что, где, когда.

Становление, активная деятельность яхт-клуба ТОФ, успешные выступления яхтсменов проходили в период, когда его начальником был Глеб Иосифович Гейн. Он успешно справлялся со всеми возложенными на него обязанностями.

Главной повседневной заботой для Глеба был парусный и буерный спорт. В своей спортивной части работы он опирался на общественный Совет яхт-клуба. Состав Совета избирался на общем собрании. Любые вопросы организационного характера – планирование клубовских соревнований, учебная работа по подготовке рулевых, распределение (закрепление) яхт, комплектование команд на ответственные местные соревнования и выездные (вооружёнка) сначала обсуждал совет, затем его рекомендации рассматривал Глеб Иосифович. В случаях явного расхождения мнений принимал волевое решение как начальник. Он мог иметь объективные суждения по любому вопросу, т.к. с первых шагов своей деятельности в качестве начальника вникал во все детали жизни клуба, он знал в лицо и по имени не только рулевых, но и большинство членов экипажей, кто на какой яхте (или буере) занимается. Постигал особенности парусного спорта вместе со своими подопечными. В итоге:

1. В 1957 г. возглавил тренировочный поход группы из 4-х «Драконов» в б. Посьет – 300 миль;

2. В 1956-57 гг. был Чемпионом края в классе «Финн»;

3. В 1958-м г. в составе команды яхт-клуба принял участие в Первенстве ВМФ – гонялся на Финне;

4. В 50-х гг. (возможно, в начале 60-х) гонялся на буере «Монотип XV» – городские соревнования;

5. Много раз был главным судьёй 100-мильной гонки. Выходил на дистанцию на своих клубовских катерах, в т.ч. и на ВРД;

6. Выполнял роль тренера. В 1951 г. он тренировал Галину Пасечник в классе «Олимпик», а в 1952 г. она гонялась в составе команды Владивостока на Чемпионате России в Таганроге.

                                                     

100-мильная гонка

 Яхтсменов учил тому, что умел делать сам. В частности, нам, девчонкам, во время ремонтных работ показывал, как сращивать стальные концы, изготовлять стальной огон с коушем.

Коллектив яхт-клуба был дружным не только потому, что все были молоды, но и потому, что на первое место в спорте Глеб Иосифович ставил командные интересы. Все посиделки по поводу «обмывания» кубков, завоёванных в командных Первенствах города проходили в его скромной квартирке на ул. 1-й Морской (по сохранившимся данным, с 1956 по 1967 гг. из 11 Первенств - 8 побед!). Процесс «обмывания» был чисто символическим – по одному глотку спиртного из кубка, передаваемого по кругу. По ходу «обмывания» совсем неофициально, в весёлых разговорах, с шутками, подводился итог свершившейся победы. Общая радость начальника со сплочённым им коллективом яхтсменов. Одна семья!

Первенство Приморского края по Парусному спорту (1957 г.). Команда ТОФ-1 - победитель. Рулевые: Гейн Г.И., Нисковский Ю.Н., Елшин К.Н., Пасечник Г., Егоров К.А., Титова М.В. 

 

Его семья: жена Лима и два сына, Борис и Игорь.

Лима, как и Глеб Иосифович, знала всех яхтсменов нашего клуба 50-х-60х гг., была гостеприимной хозяйкой. Ребята в дошкольном и подростковом возрасте нередко крутились на берегу и частенько попадали в кадр среди парусников. Семья в иные выходные дни вместе с друзьями выходила на катере на острова для отдыха и на рыбалку. Ребят по пути приучали к морю. Один из них со временем стал профессиональным моряком, но яхтсменом никто из них не стал. Из воспоминаний Бориса: «Мы с ребятами впервые вышли на «Букваре», а подойти к берегу не получалось. В тот момент на берегу собрались все парусники, наблюдали. Отец не выдержал, прыгнул с баржи, ухватил парусник за нос… Это был мой первый и последний выход в море в качестве яхтсмена».

В 1967 г. Глеб Иосифович демобилизуется и оставляет работу в яхт-клубе.

Старая гвардия ветеранов 50-х гг. собралась в его честь 3 декабря 1976 г. в ресторане «Золотой Рог» – 30 человек.

Все участники были безгранично рады встрече. Всё прошло на высшем уровне: свойственная для яхтсменов простота поведения, шутки, воспоминания, походные песни и даже пляски. Глеб притащил фотографии прошлых лет. Было сказано много тёплых слов в его адрес.

Коллективное слово прозвучало так:

«Дорогой Глеб Иосифович!

В день Великого сбора яхтсменов яхтсменов разрешите выразить Вам нашу глубокую признательность и искреннее уважение, гордость за то, что Вы создали в своё время дружный и сплочённый коллектив, вдохнули в нас особую, вечно живую спортивную струю бодрости, жажды победы.

В памяти каждого из нас хранятся яркие, незабываемые страницы, связанные с Вашим именем: соревнования по парусному и буерному спорту на Первенствах города, края, ВМФ, 100-мильная гонка, учебные занятия, походы.

А сколько было завоёвано грамот, кубков, выполнено звания «Мастер спорта»!

Ваше славное имя мы вписали в песню «Четырёх Драконов».

Частенько и по жизни шагаем в Вашим боевым морским духом.

Искренне Ваши коллеги и ученики-парусники.

3 декабря 1976г.»

 

Да, всё было так: хороший человек, отличный организатор и его боевая дружина, любящая свой яхт-клуб.

 

Татьяна Шункова

апрель-май 2013 г.

 

 

 Ответ с Центрального  архива Министерства обороны Российской Федерации по запросу Т.В.Шунковой.