Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

Из воспоминаний Сергея Анциферова: "О нас. Воспоминания голландёра"

 

                                        О нас. Воспоминания Голландёра.

 

     Мы, это в шестидесятые годы мои сверстники- друзья по яхт-клубу «Водник». В принципе, свой рассказ я буду вести с нашей тогдашней точки зрения.

      Итак. В 1967 году старейший яхтсмен Приморского края Евгений Иванович Жуков организовал юношескую парусную секцию при водной станции Дальневосточного высшего инженерного морского училища. Организационно эта секция замыкалась на яхт-клуб ДСО «Водник». Костяк секции (тогда нам было по 14-15 лет)- братья Рыбины, братья Пироговы и я жили с Жуковым в одном доме. Зиму и весну мы занимались теорией в аудиториях училища. Евгений Иванович  дал нам основы теории паруса, устройство яхты и т.д.

      Никаких швертботов юношеских классов на училищной водной станции тогда не было и весной нам дали два старых Летучих Голландца (ещё с одним дном) и один старенький Финн. Началась подготовка к сезону.

      Сейчас с пластиковыми корпусами и титановыми  мачтами всё намного проще. А тогда нужно было уметь очень многое. Мы и шпаклёвку делали сами, смешивая краску с зубным порошком. Причём лучшая шпаклёвка получалась из детского порошка, а из мятного  хуже. Таким тонкостям нас учил первый наш тренер Виталий Тимофеев и Евгений Воронков, который тогда гонялся на училищном  Звёзднике. Большим мастером своего дела был Столяр дядя Федя (именно так с большой буквы), у которого мы учились работать с деревом. Потом дядя Федя ушёл работать в яхт – клуб «Водник». На «Воднике» специально  выписывали доски из ёлки и он сам клеил мачты для Финнов. На одной из таких мачт Валерий  Заковоротный выиграл международную Черноморскую регату.

       После того, как подготовили лодки, начались тренировки на воде. Причём, тренировались до того самозабвенно, что начинали утром с открытием водной станции а заканчивали с закрытием. Бывало, уже вечером, начальник водной станции Николай Иванович Кондырев кричал с берега в динамик: «Пацаны заканчивайте тренировку!» Потом мы начали гоняться в разных классах, а всю основу хождения под парусом проходили на голландцах. Тимофеев потихоньку вводил нас в парусный спорт. А осенью  взял меня в свой экипаж на «Дракон», и я до осени1968 года  тренировался на старом Летучем Голландце и гонялся матросом в экипаже Тимофеева.

      В тот год произошёл случай, оказавший сильное влияние на меня в плане становления духа яхтсмена. Однажды, приходим на водную станцию, а ветер северный метров 12 – 13, волна, само собой. Сидим на берегу, ждём своей погоды. Из училищного общежития на станцию спустился Коля Клейман (он в тот год ДВВИМУ заканчивал), вооружил свой Финн и пошел тренироваться. Пока он тренировался, мы с берега за ним во все глаза следили. Тогда для нас это было что-то запредельное. А Коля закончил тренировку, мы вытащили его лодку на берег. О чём мы его спрашивали -не помню, а он сказал: «Это наша стихия. Тренируйтесь.» А через 5 лет на ЦС ММФ в Ленинграде, когда после старта раздуло до 17 метров на порывах и из 14 Голландцев легло 10 и из 14 Финнов – 12 , тогда на финише-то я и вспомнил Колю Клеймана.

       С Клейманом ещё случай был. В конце мая семидесятого года проходило Весеннее первенство города. Клейман в отпуске был после рейса  и гонялся на Финне. Я дома сидел, готовился к выпускным экзаменам за 10 класс. Представляете! Гонки! А тут -экзамены! Из окна дистанцию как на ладони видно! Поднялся выше этажом к Евгению Ивановичу Жукову, попросил бинокль. Он рассмеялся  и дал, конечно. Устроился я на балконе и смотрю. Стартовали Финны. Голландцам -подготовительный сигнал. И тут налетает сильнейший шквал с севера. Три красные ракеты – отмена гонок. Что тут началось! Смотрю  в сторону нашей водной станции- на попутном летят два Голландца. Зрелище! Что торпедные катера! На подходе оба заваливаются. Я срываюсь и бегом вниз, на водную станцию. Помогаю вытащить на берег.

      А этим временем, Коля Клейман тоже лёг. И понесло его вместе с Финном, как говорится, по воле волн. И Владивосток пронесло мимо и остров Русский проходит. Ребят тогда многих положило. Тренеры и судьи не успевали за всеми. Вот Колю и упустили. И выловили его рыбаки с рыбокомбината острова Попова. На берег, на скорую и в больницу. Пролежал он в больнице два дня и сбежал. Как думаете, куда? Правильно – на гонки.

      Я тогда и не сильно удивился, потому, как в аналогичной ситуации побывать пришлось годом раньше.

      Случилось это 4 июня 1969 года. Закончилась тренировка юношей, и мы шли на базу. И тут налетает шквал с запада. В тот раз моего матроса не было, и со мной пошёл финнист Виталий Броженко. Весил он тогда 90 с небольшим. Так что, на базу мы дошли. Смотрим, подходит Эмка. Это Серёжа Рыбин ходил Женю Пирогова натаскивать перед юношескими соревнованиями. Женьке тогда 15 лет было. Третий Саша Мельников, ему 13 лет было. Метров 50 до берега не дошли. Мы с Сашей Пироговым смотрим – купаются. Прыгнули в ялик и к ним. Подгребаем, Мельников уже пузыри пускает. Выдернули из воды Мельникова с Пироговым младшим. Я Сане сказал, чтобы вёз их на берег, а мы с Серёгой Рыбиным попробуем лодку поставить. И прыгнул в воду. Тут уже волна пошла и мы Эмку вдвоём поставить не смогли. И понесло нас… Подобрали нас через два с половиной часа. Ног я уже не чувствовал. Но после этого случая в самую хорошую погоду надувной жилет всегда был под рукой. А на следующий день на тренировку!

      В 1969 году Тимофеев начал работать тренером яхт - клуба «Водник»,  и мы уже тренировались вместе с ребятами - водниковцами. Там были на Финнах Володя Комоцкий, Валера Керов, на эмке- экипаж Саши Самуся (матросы: Витя Пересунько и Костя Кольцов), на Голландцах -Игорь Железняк с матросом Володей Райковым и Саша Лукьянченко. Вообще, много ребят было очень способных.

       В 1968 году во Владивостоке было три яхт-клуба: «Водник», ТОФ и «Труд». В каждой команде по два Летучих Голландца,но двухднищевых в городе было только шесть- три на «Воднике»,один на водной станции ДВВИМУ, два на ТОФе. За «Водник» выступали Владимир Смирнов со шкотовым Андреем Немцевым, Валерий Бесчастный со шкотовым Виктором Фатьяновым (ДВВИМУ), Владимир Лелёткин со шкотовым Виктором Шевченко, за .команду ТОФа Юрий Никандрович Нисковский по прозвищу Лис и Борис Оборин, за Труд Анатолий Козырев и Владимир Роговец.

      О Нисковском хочу особо сказать. Это был человек бесконечно влюблённый в парусный спорт. На  Летучем Голландце он гонялся когда ему было за сорок. А парусом занимался до канца жизни. В 2006 на «Кубке 7 Футов» я гонялся в экипаже Тимофеева. Мы заняли второе,  а Нисковский -третье место в классе «Конрад-25 РТ». Тимофееву тогда было 68, а Нисковскому, кажется, 76 лет.

       В 1968 году на Осеннем первенстве Владивостока в классе ЛГ взрослые гонялись между собой, а у нас, юношей, в городе было уже экипажей 7-8, все на очень старых лодках. Как -то так получилось, что тогда был очень мощный поток юношей и разница в возрасте была всего в один год. В основном все занимались на «Воднике» и ТОФе. На «Воднике» нас было четыре экипажа. А на Осеннее первенство города нас выпустили гоняться со взрослыми. Это, конечно, очень громко сказано. На самом деле, после старта взрослые на двухднищевых лодках уходили вперёд, а у нас шла своя гонка. Тогда среди наших семи стареньких лодок я был первым, Игорь Железняк- вторым.

      Осенью я, Саша Лукьянченко и Володя Рыбин взяли буера «Монотип ХV» и тренировались. К сожалению, тогда рулевых до 18 лет к гонкам не допускали. Но буер- это отдельная тема.

      В 1969 году на «Труд» пришли две новые лодки, ТОФ пополнился новыми Голландцами и мы юноши пересели на двухднищевые. Вот с 69 года мы начали потихоньку становиться гонщиками. Тимофеев стал старшим тренером «Водника». Подошла следующая большая волна пацанов. Они были лет на пять младше нас. Из нашей 42 школы пришли Паша Мамонов, Игорь Карамушко, Володя Быков, Валера Батыгин, Витя Мацак, Гриша Середа, Володя Жуков. Они начинали уже с юношеских классов: Оптимист, Кадет, ОК. Их тренировал Леонид Павлович Герман. Многие из этих ребят стали призёрами и чемпионами первенств Приморского края и Дальневосточной регаты.

Игорь Карамушко был чемпионом ЦС «Водник» среди юношей в классе «Оптимист». Володя Жуков стал чемпионом Дальневосточной регаты в классе «Кадет». Володя Быков потом служил в спортроте КТОФ и был в сборной Вооружённых сил.

      Была сформирована юношеская сборная «Водника», по две лодки в каждом классе: Дракон, М, ЛГ и Финн. На ЛГ я был со шкотовым  Витей Шевченко и Игорь Железняк со шкотовым Володей Райковым. Гонялись мы как на юношеских соревнованиях так и на взрослых. На «Воднике» были сформированы две взрослые команды, причём во второй команде было много юношеских экипажей. Это дало нам возможность гоняться на Первенстве приморского края и на Дальневосточной регате, т.к. личников допускали не ниже первого разряда, а у нас были вторые.

     В тот период я очень много познал от своих старших товарищей. Это старые голландёры - Владимир Смирнов, Валера Назаров, Валера Бесчастный, финнисты -Пётр Ерохин, Виталий Броженко, наши килевики –Евгений Иванович Жуков, Владимир Мелентьев, Генрих Щёголев, Владимир Синицын, Виталий Вольтер. Много показывал наш финнист Валера Заковоротный. Для нас даже семинары проводил. У него я взял технику управления на глиссировании.

     В тот год мы очень многому научились, и к концу сезона потихоньку начали рубиться со взрослыми. На ТОФе это почувствовали и стали призывать служить в спортроту мастеров спорта из западной части страны. В тот год в спортроте служил МС голландёр Коля Смирнов. Во Владивостоке он гонялся на Финне. После спортроты остался служить мичманом и был в сборной Вооружённых Сил Советского Союза, стал мастером спорта международного класса.

       Взрослые относились к нам очень тепло, как к младшим братьям. Пятидесятимильную гонку и стомилку мы гонялись в экипаже Виталия Тимофеева на Л-6 «Россия». Из взрослых там были финнист Пётр Ерохин и постоянный тимофеевский шкотовый Эдуард Знаменский.

       В 1970 году на ТОФ пришёл первый пластиковый Летучий Голландец постройки Лазоревской экспериментальной верфи. Сделан он был здорово. Даже бимсы были облегчены. В них были прорези в форме вытянутого эллипса. «Унитаз» стоял, ванты -на барабанах и другие новшества. Вот с этой лодки началась новая точка отсчёта в классе ЛГ в Приморском крае. Наша юношеская волна подросла и стала наступать на пятки взрослым. Естественно, тем пришлось внедрять все новшества в нашем классе. А мы росли дальше. В парусе первые годы идёт очень большой поток информации, очень многому учишься. А потом, когда ты вырастаешь до определённого уровня, когда начинаешь биться за каждый метр дистанции, настаёт необходимость глубоко вникать в теорию паруса. Тогда через это прошли все серьёзные гонщики. Мы изучали книгу Чеслава Мархая «Теория плавания под парусами». Она была у Жени Воронкова. И ходила из рук в руки как библия. У меня до сих пор хранятся книги Чеслава Мархая, Пауля Эльвстрема, Александра Чумакова, Яна Проктора.

      Наше юношество закончилось в семидесятом году  достаточно триумфально. Мы, четверо друзей из одного дома, на юношеском первенстве Приморского края выиграли золото в четырёх классах: Володя Рыбин на Драконе, Женя Пирогов на М, я на Летучем Голландце и Саша Пирогов на Финне. Причём, Володя Рыбин, Женя Пирогов и я в последнюю гонку шли уже чемпионами.

     Потом, все мы поступили в мореходное училище. Гоняться приходилось весной во время сессии и после плавательной практики уже в конце лета и осенью.

     В 1972 году Братьев Рыбиных и меня на рейс сняли с практики с парохода «Советский Союз» и отправили в Одессу на ЦС Учебных заведений Минестерства морского и речного флота. Всего было четырнадцать команд. В каждой команде по одному Дракону, Летучему Голландцу и Финну. Заруба шла очень плотная. Перед последней гонкой мы проигрывали лидеру 4 очка. Последняя гонка была решающей, и мы выложились полностью. Выиграли кубок с опережением 6 очков. Причём, сам кубок нам прислали позже по почте. Дело в том, что он был у рижан. А они, отправляясь на регату, оставили его в Риге, настолько были уверены в своей победе.

     В это время, во Владивостоке на Летучих Голландцах гонялись: в «Водник» - Владимир Смирнов, Сергей Рыбин, Сергей Анциферов, Александр Смирнов, в яхт-клубе ТОФ – Юрий Нисковский, Борис Оборин, Владимир Попов, 1-2 экипажа из спортроты, «Труд»– Анатолий Козырев, Генадий Шептухин. На Дальневосточную регату приезжали команды  Сахалина, Хабаровска, Комсомольска на Амуре, Красноярска.

     В 1973 году между сессией и практикой я успел выиграть Первенство Приморского края среди молодёжи. Такое участие в гонках, почти без тренировки, мы в шутку называли «Выступать по мастерам». Только не подумайте, что это было просто. Несмотря на нашу молодость и отличную физическую форму, после таких «Выступлений по мастерам», у тебя не просто всё болит, у тебя мышцы живота сводит судорогой.

     На Летучих пока было без особых изменений.

    1974 год. Из класса Летучий Голландец ушли Нисковский и Смирнов. А вот пацаны на Голландцы почему-то садиться не хотели. Садились на 470. На этой лодке намного легче физически – всего 12,7  квадратов парусности (+ спинакер 13) на двоих, а не 19,35 квадратов (+спинакер 17), как на Летучем. А по сложности настроек  470 с Летучим Голландцем и сравнивать нельзя. Летучий Голландец по праву считается одним из самых сложных классов. Не знаю, чьё это было упущение.

    В 1975 году Тимофеев ушёл в ШВСМ. Практически он занимался спортротой, да и то не у нас, а на западе. В общем, старые кадры уходили. Кто по возрасту на кили переходил, Попов на тренерскую работу, Рыбин и я в моря. А новых не было. Как-то, в конце семидесятых, иду я по ТОФу, а там на каком-то сарае лежат три лазоревских Голландца. Никому не нужные…. Вот так в Приморском крае и закончились Летучие Голландцы.

     Я после училища всегда гонялся, когда возможность появлялась. Года два -на Летучем, потом -на Финне. Сейчас стараюсь отпуск брать, когда проходит Кубок Семи Футов, чтобы погоняться с кем-нибудь в экипаже. В позапрошлом году между рейсами гонялся.

     Очень обидно за Летучий Голландец. Мне всё время снится сон, что я свой Голландец на гонку вооружаю или на глиссах лечу.

 

                   Владивосток 2013 год                    Сергей Анциферов

PS

      Несмотря на то, что Летучий Голландец с 1994 года на олимпийских играх был заменён классом 470, он остаётся очень популярным. На первенстве мира 2012 года в классе Летучий Голландец на старт вышло 123 экипажа.