|
|||||
Британский подводник в ПриморьеВо Владивосток, главную базу Тихоокеанского флота, на яхте "Наяда" зашел отставной командор британских ВМС Джон Давенпорт. На построенной своими руками яхте он решил в одиночку обойти вокруг света. За кормой - 46 стран, почти семь лет путешествий. Карьера Джона Давенпорта в военно-морском флоте Великобритании сложилась удачно - он командовал подводной лодкой, был помощником военного атташе в посольстве в Москве, командовал фрегатом "Наяда", который сопровождал королевскую яхту "Британия". О своей службе командор предпочитает не распространяться. На вопрос: "Приходилось ли во время службы соприкасаться с советскими кораблями и лодками?" - он, улыбнувшись, коротко ответил: "йес". В Баренцевом и Северном морях случались инциденты между кораблями флотов СССР и Британии. Во Владивостоке, разобравшись с таможенниками и пограничниками, 75-летний моряк первым делом направился в плавучий музей на борту подводной лодки С-56, расположенной прямо под окнами штаба Тихоокеанского флота. В годы Великой Отечественной войны субмарина под командованием Георгия Щедрина героически сражалась в Арктике. В командном и носовом отсеках, где сохранилась реальная обстановка, британский подводник с интересом рассматривал оборудование. "Я знаю - вот этими рулями меняется глубина погружения. А в этих костюмах подводники выходили наружу", - рассказывал он сопровождавшим. Почему был зол Хрущев
С Никитой Хрущевым Давенпорт встречался несколько раз. В 1958-1959 годах он служил помощником военно-морского атташе в посольстве Великобритании в Москве. В 1958 году на приеме в посольстве его представили Хрущеву. "Я удивился, почему Хрущев направился сразу ко мне, ведь на приеме были офицеры рангом выше меня, - вспоминает Давенпорт. - Пожав руку он сурово сказал: "Такие люди как вы не должны быть в Советском Союзе". Я был в шоке, не знал, как поступить". "Хрущев выглядел крайне раздраженным и, как мне показалось, грубым. Посол попытался меня успокоить и похлопал по плечу, - продолжает Давенпорт. - Потом мне сказали, что Хрущев знал, что я находился на борту "Орджоникидзе" в 1956 году, когда в британском порту этот фрегат подорвали. Видимо, ему донесли спецслужбы. На свой корабль я проходил через "Орджоникидзе" и видел активность водолазов и советских офицеров. Хрущева в момент взрыва на борту не было, наверное он был в Лондоне. Потом мы еще 2-3 раза встречались с Хрущевым и мне казалось, он меня запомнил".
Командор стал яхтсменом Выйдя в отставку, Давенпорт решил сам построить яхту, на что ушло четыре года. Покидая семь лет назад Брайтон, он не представлял, что ждет его в пути. Самым сложным оказалось управлять парусами. Во время плавания они дважды рвались.
В море Джон обычно спит, доверяя свою жизнь навигационным приборам, или размышляет о жизни. Определенной веры не придерживается, но считает, что кто-то сверху всем руководит. Говорит, что в море ему не страшно и не скучно. Самый страшный момент - когда в 20 метрах от яхты проскочил российский корабль "Улисс". Столкновения избежал чудом. Видимо, там тоже понадеялись на приборы. Джон говорит, что яхта - его дом. В Англии у него дома нет, зато там его ждут три внучки, сын в Девоне и дочь в Уимблдоне. В каюту мореход не пустил - "там еды на три месяца, беспорядок, еще не готовился к приему гостей". В пути он ест консервы, спагетти, уже 40 лет завтракает исключительно мюсли. В море рыбу не ловит. "Это мои друзья. Конечно, я рыбу ем, но пусть ее ловит кто-нибудь другой". Самый долгий переход из Тринидада в Рио-де-Жанейро занял 84 дня и был сделан на спор с австрийским яхтсменом, который пять раз пытался пройти этим маршрутом. Дело в том, что там сильное течение и много судов. Сейчас Давенпорту предстоит не менее сложный маршрут до Ванкувера. Почти 5 тысяч миль он намерен пройти за 60 дней. Когда ему было 72 года в Англии врачи запретили мореходу выходить из дома. За время путешествия, Давенпорт был в Англии всего 3 месяца. В Австралии прихватило сердце, там ему сделали операцию и рекомендовали отлежаться дома. Но он по-прежнему в пути, и на борту у него всегда есть сигареты и виски. Дмитрий Климов |
|||||
|