Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

КЗПВ мнение участника: Василий Алексеев

 

О поездке во Владивосток мы, экипаж питерского «Квартета», задумались еще зимой. Было 2 «но»: 1- финансы: для большинства ребят расходы на дорогу были неподъемными; 2- мы не хотели оказаться «мальчиками для битья». Андрей Никандров, гонявшийся на КЗПВ несколько лет назад, рассказывал, что ему досталась яхта, в которой росли водоросли и квакали лягушки. И мы решили протягивать ножки по одежке, т.е. сходить в соседнюю Финляндию.

Решилось все неожиданно: на старте Санкт-Петербургской парусной недели к нам подошел на катере Володя Логинов, президент С-Пб Парусного союза, и сказал, что нам нужно лететь во Владик, что дорога экипажу будет оплачена, а с о дополнительном отпуске с моим директором он уже договорился.

И вот мы во Владивостоке. Первые впечатления: жарко и влажно. Встретили в аэропорту, привезли в гостиницу, в 5 мин. от клуба. Дальше - не всегда приятные, но вполне ожидавшиеся новости: Яхта - Rock & Roll, этой зимой из кап. ремонта, лимонно - желтый корпус снаружи блестит, на палубе - фирменное оборудование, хотя и не всегда с умом расставленное. Внутри - серийный корпус, абсолютно голый. Бросилась в глаза разбитая полудохлая аккумуляторная батарея, отсутствие камбуза, приборов. Насчет приборов нас, правда, предупреждали, и мы привезли GPS. Компас без подсветки. Как будем ночью - не знаю; это - не Онега. Принесли пиротехнику и переносную рацию. Кроме того, требуют обязательно держать включенными мобильники и докладывать о положении яхт каждые 3 часа. Это хорошо, надо заимствовать для Онеги и СПб Недели (когда у нас связь будет). Выдали местную SIMку. Руль привел меня в ужас: перо корявое, люфты во втулках по 2 мм. Мы начали его править, пока капитана (Алексея Бушко) нет. Это увидел Михаил Ермаков и сказал, что нам привезут новое, от другой яхты, а капитану прилюдно сделал выволочку за то, что не озаботился раньше. Тут же позвонил ребятам, которые ремонтируют яхты для клуба, и дал распоряжение. Руль привезли вечером, отполированный до блеска, но толщина задней кромки - 10 мм, кроме того, в подшипниках болтается, как и прежнее. Я сказал, что так не пойдет; ребята сказали, что они сделают все, что я скажу, забрали руль и уехали.

Это была выдержка из записок, которые я писал для себя по свежим следам. Забегая вперед, скажу, что меня поразила организация соревнований в смысле подготовки яхт для гостей. Яхтсмен яхтсмену брат везде, но то, как нам помогали здесь, мне трудно сравнить с чем-либо: мгновенно исполнялись даже те просьбы, которые можно было бы счесть капризом. Уверен,  что ни один из клубов, в которых я был и в России, и за рубежом, не сделал бы лучше. Это - результат того, что очень большая часть флота принадлежит одному клубу (7 Футов), одному судовладельцу. Это и хорошо, и плохо. Хорошо то, что клуб может мобилизовать силы и подготовить практически одинаковые яхты для гонок; плохо то, что воспитывает иждивенчество у некоторых яхтсменов. Когда я спрашивал капитана нашей яхты, почему не сделано то-то и то-то, то получал ответ: мне такую яхту выдали. Получается, что развитие паруса в Приморье в очень большой степени держится на меценатстве Михаила Ермакова. А что будет, если Ермаков не сможет почему-либо оказывать эту помощь? Мне кажется, нужно подстегивать инициативу капитанов в совершенствовании яхт, участии в соревнованиях, спортивных плаваниях и т.д.

Снова к запискам:

Сегодня прошла 1-я гонка. С утра дул SSW 4-5, (на старте ок. 5) - это практически с моря. Дистанция была похожа на гигантский олимпийский треугольник с лавировкой ок. 10 миль. Старт был у берега, почти все местные пошли короткими галсами вдоль берега, мы - по заходам, а одна лодка («Парус»?) ломанулась в море. Она и вышла 1-й. При подходе к 2 знаку (у противоположного берега) ветер стал закисать, сначала встали те, кто был ближе к берегу, потом все остальные. А сзади шел ветер. За пол-мили до знака весь флот сбился в кучу. Такого огибания, когда 20 яхт подошли к знаку одновременно, я давно не видел. Мы нахально, но почти чисто, влезли внутренними, и почти ничего не потеряли. Бакштаг начался тоже очень неплохо - полет по волнам под спинакером, мимо всех соперников. Последний знак обогнули в куче, но оказалось, что полную парусину не унести, а сделать ничего невозможно: менять стаксель - большая проблема, там даже рифы не берутся. С большим трудом мы все же взяли 1 риф, но и тут нас делали ходом все, кому не лень. В итоге мы - в конце 2 дес. Пытались разобраться, почему нет хода. Нам с самого начала не понравились паруса: генуя 1 - очень пузатая, особенно вверху, и закрытая (т.е.пузо смещено назад.) Грот - наоборот, чересчур лобастый и плоский. Мачта - кол. Кроме того, стаксель-фал не добирался (короткий штаг). Это мы исправили, остальное - пока не знаю. Завтра мы уходим в 150-мильную гонку, вот тогда все станет ясно. Лопать будем всухомятку и спать на пайолах - ничего другого нет.

Главное впечатление от этой гонки и стоянки в Троице - красота неописуемая. На гонке и в Троице я отснял 2 пленки, не отрываясь от руля. Кроме того, трудно было привыкнуть  к масштабам: у нас острова видны обычно за 5-10 миль, редко 20, а тут торчит над горизонтом такая гора, а до нее еще 30-40 миль. А вот ветровая обстановка оказалась на удивление привычной, совсем как у нас на Онеге или на севере Ладоги, только масштабы другие.

Третья гонка оказалась курортной. На старте был штиль, и видно, что новый ветер подходит с моря. Мы пошли навстречу и оказались одни ми из первых, кого этот ветер зацепил. А дальше сработала обычная морская тактика: неси спинакер, пока можешь, если надо - иди в увал; не можешь - убирай его и приводись. В результате 60 миль полета в бакштаг - и мы дома.

4-я гонка стала самой неудачной для нас, по моим ощущениям, и самой запомнившейся. Все валилось из рук. Началось все с штормового прогноза (10-15, порывы до 20, дождь). Судьи обсуждали, не дать ли вместо 80 миль короткую гонку в заливе, но потом решились не менять график. На старте дуло 6-7 Б порывами, так, что лодки зарифленные клало парусами на воду. У Ермакова на «Камертоне» еще до старта оторвало гик от мачты, он сошел. После короткой лавировки на оттяжной знак было 20 миль крутого бакштага, мы, как и накануне, ушли в увал и оторвались от флота. Однако у первого знака (узкий пролив между островами, с встречным течением) ветер затих до 0, флот спрессовало. Мы заметили, что на таком закисании мы проигрываем. Перед огибанием одна яхта (Иллюзион, Дмитрий Нацвин) нас уже обошла, а на последующей лавировке - уехала, правда 2-ми мы удержались. Следующий знак - опять узкий пролив с встречным течением и закисанием до 0, его мы проходили 2 часа и вышли из него 6-ми. Потом, правда, подуло откуда-то сзади, сбоку пошла зыбь 1,5 м при ветре 3-4 Б. По такой погоде ночью мы летели в бакштаг мимо кучи островов, сунутся кратчайшим путем через них я в такую погоду не решился, т.к. 2-го штурмана, кому бы я доверял, не было. Это стоило нам еще 3-4 мест. На финишной лавировке на рассвете опять закисло, а когда раздуло - флот перетасовался еще раз, кого-то мы обогнали, кто-то - нас; в итоге - 9 место. Когда подняли яхту на стенку - увидели, что на баллер намотан небольшой пучок водорослей. Стало понятно, почему мы проигрывали в штиль. Думаю, это стоило нам 2 места в гонке. Кроме того, на нас подали протест (Виталий Клюев, главный судья) - мы поставили спинакер наизнанку, номер оказался на внутренней стороне. Хотя мы тут же развернули его, как только нам сделали по радио замечание, он счел, что мы сделали это недостаточно быстро и недостаточно вежливо с ним разговаривали (на протесте он так и сказал - гонщики демонстрировали неуважение к судейской коллегии). Мы получили 10%; по очкам это то же, что яхта - будущий победитель за неогибание знака в 1-й гонке (20%).

Конечно, я не могу быть здесь объективен. Однако я впервые встречаюсь с тем, что яхту штрафуют за перевернутый спинакер, тем паче после того, как нарушение исправлено. Решение странное, учитывая, что в другом случае жюри продемонстрировало необычайную снисходительность, наказав яхту незначительным процентным штрафом за нарушение, за которое правила однозначно предусматривают дисквалификацию. Конечно, судейские ошибки бывают и на олимпиаде, и это - не вина организаторов, в данном случае они не повлияли принципиально на распределение призовых мест; но они оказываются пресловутой ложкой дегтя.

В последней короткой гонке шансы отыграться у нас были теоретические, в случае, если кто-то из лидеров завалится, а мы придем очень хорошо. Поначалу все складывалось неплохо, мы шли 1-2, рядом были 2 конкурента (за призовые места), а еще 2 - далеко сзади. Потом начался цирк. Ветер закис в 0, и собирался заходить с другой строны, на 180 - уже была видна полоса. Мы пошли навстречу ветру - и перебрали высоты, из-под нас выскочили 5 лодок, и весь флот подтянулся. Но после знака нужно было идти от ветра, а ветер встал в 100 м от знака - и все. Лидеры закисли  и встали в 3-4 кбт от знака. А ветер постоял у знака, подумал - и пошел краем дистанции, зацепив, естественно, сначала задних. Из лидеров выскочила только 1 яхта (Парус, Алексей Михайлов), которая от знака пошла сразу не на финиш, а в сторону, и схватила ветер 1-й. По остальным протопталось сразу пол-флота. Финишировали мы плотной кучей, мы - 8, на самом финише, на последних метрах обошли троих (они увлеклись борьбой и влетели в ветровую яму у берега). Но это уже ничего не решало - все остались при своих.

 

Ну, и на закуску - несколько выводов.

Для себя: Во-первых, лодку нужно готовить заранее. Если можно - связываться с экипажем, получать от них максимум информации, подталкивать их, подготовить все недостающее. Если нельзя - по крайней мере приезжать дней за 5, чтобы можно было подготовить яхту и походить на ней, понять, что работает, что нет, и как с этим бороться. Во  вторых, приезжать обязательно со своим экипажем. Те, кого вам дадут на подсадку, наверняка будут слабыми гонщиками (сильные пойдут сами на своих яхтах). Счастливое исключение у Артема Сарксяна - все же исключение.

 

Для организаторов: что сделать, чтобы соревнования развивались, становились популярнее, чтобы на них приезжали не те, кто смог, а действительно сильнейшие яхтсмены России?

Сильные гонщики приедут тогда, когда они будут знать, что имеют здесь возможность бороться в равных условиях, имеют реальные шансы на победу.  Для этого должна быть равная материальная часть. Сейчас этого все-таки нет. Нужно, чтобы были четкие правила класса, утвержденные и опубликованные заранее. Причем эти правила не должны противоречить тем, что приняты ВФПС и используются в России, чтобы гонщики могли по максимуму использовать свои паруса и оборудование. Мерительный комитет должен лучше контролировать соблюдение правил класса и норм снабжения; для этого на соревнованиях должен работать не один меритель, а бригада из нескольких человек.

Должна быть продумана система отбора участников и распределения яхт. Сейчас приезжие экипажи были из 7 городов, причем только 2 - из Европы, и то равной матчасти на всех не хватило. А если соберутся 10-15 приезжих, как тогда? Наверное, следует заранее провести жеребьевку и закрепить яхты за регионами. Разбивка на регионы должна быть такой, чтобы внутри регионов можно было бы провести предварительный отбор, и должна учитывать, хотя бы примерно, количество и силу спортсменов в регионе (напр. в Европе Москва и верхняя Волга, Санкт-Петербург и Северо-запад, среднее Поволжье, нижнее Поволжье и юг, ...). Яхтсмены должны знать, на каких яхтах они будут гоняться, не за 2-3 дня, а за несколько месяцев, чтобы получить представление об их состоянии; может быть, закупить и установить необходимое оборудование по своему вкусу и т.д.   Если какие-то регионы, клубы или отдельные спортсмены смогут содержать во Владивостоке свои собственные яхты - это можно только приветствовать.

Безопасность: по району плавания гонки КЗПВ однозначно относятся к 3 категории. Но ни одна яхта даже близко не соответствует требованиям для 3 категории. Мне страшно было подумать, что случилось бы, если бы во время длинной гонки задуло с моря баллов на 5-6, не говоря уж о более серьезной погоде. Для большинства эта гонка, я думаю, превратилась бы в борьбу за выживание. В то же время оборудование яхт для плавания в море требует не столько денег, сколько аккурат ной регулярной работы экипажа - устранение течи, крепление оборудование, установка таких элементарных вещей, как камбуз на карданной подвеске, освещения каюты и места штурмана... Здесь еще непаханое поле работы для технических комиссий.

 

В заключение - дежурный вопрос: понравилось или не понравилось;  приезжать сюда еще или нет?

Совершенно искренне: КЗПВ - самые интересные за последние несколько лет соревнования, в которых я участвовал; как в отношении акватории, так и в отношении организации и состава участников. По меньшей мере десяток яхт на равных боролись за призовые места, и призеров нельзя было назвать до последних миль последней гонки. Это была честная и красивая борьба, и я искренне поздравляю победителей. Ответ на вопрос, приезжать еще или нет, у всех был однозначным: безусловно, да! И я надеюсь, что в следующем году состав участников будет еще сильнее, а соревнования еще интереснее.

 

Василий Алексеев

 

 

Все публикации