Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

Заделка Такелажа

В этой статье речь пойдет о стоячем такелаже крейсерской или крейсерско-гоночной яхты, его типах, проблемах изготовления и установ­ки. Мы постараемся представить вашему, вниманию материал, который может оказать практическую пользу.

 

Для изготовления стоячего такелажа современной яхты применя­ются жесткие тросы из нержавеющей стали трех основных конст­руктивных типов:

 

• 1х19 - трос, свитый из 19 одинаковых проволок (рис.1 а);

 

• 1х19 Диформ - трос, свитый из 19 проволок. Из них девять на­ружных и центральная осевая проволоки имеют увеличенное сече­ние, а наружные проволоки еще и профилированы - "сплющены" (рис.1),

 

• струна, это цельный и чаще всего профилированный пруток.

 

 

Для крейсерских яхт ши­рокого диапазона размерений оптимален трос конст­рукции 1х19, так как он обладает отличными механи­ческими свойствами, мало удлиняется под нагрузкой и, что немаловажно, дешевле, чем Диформ и струна. Задел­ка концов при изготовлении деталей такелажа из такого троса сравнительно неслож­на. В настоящее время на смену широко применявшейся ранее заделке огонов заплеткой или примитивных зажимных устройств пришли современные способы, гарантирующие высокую прочность и долговечность соединения, а также хороший внешний вид. В первую очередь имеется в виду за­делка концов при помощи "обжимки" - запрессовки с применени­ем специальной закаточной машинки или при помощи патентован­ных разъемных наконечников типа "Норсеман" либо "Сталок", для использования которых требуется только набор слесарных инстру­ментов. О достоинствах и недостатках того или иного способа заделки концов троса будет сказано ниже.

 

Для крейсерско-гоночных яхт оптимален трос 1х19 Диформ, ко­торый обладает большим коэффициентом заполнения сечения, бо­лее высокими прочностными характеристиками и лучшими аэроди­намическими свойствами по сравнению с простым тросом конструкции 1х19 Однако стоимость его очень высока

Для гоночных яхт лучшим вариантом является струна. Помимо та­ких положительных свойств, как меньший вес и лучшая аэродина­мика, такелаж из струны имеет и существенный минус: наиболее сложную и дорогостоящую конструкцию стыков и заделок

 

Разрывные нагрузки тросов 1х19 и 1х19 Диформ, а также мини­мально допустимые размеры диаметров пальца талрепа представ­лены в таблице разрывных усилий.

 

Таблица разрывных усилий

 

 

Разрывное усилие в кг

D Троса мм

D Пальца талрепа мм

 

Трос 1х19

Трос 1х19 диформ

2.50

4.8

500

-

3.00

6.3

720

-

4.00

8.0

1280

-

4.76

-

1800

2240

5.00

9.5

2000

2440

5.50

9.5

2470

---

6.00

11.1

2880

3550

6.35

-

3320

4020

7.00

12.7

3550

4910

8.00

12.7

4640

6150

9.00

16.0

5870

-

9.50

-

6580

8760

10.00

160

7250

9770

11.00

19.0

8770

12100

12.00

19.0

10400

14400

12.70

-

11650

15800

14.00

22.2

14180

19300

16.00

25.4

18560

25600

19.00

28.6

21620

32000

22.00

35.0

29070

-

26.00

35.0

4060

-

Рассмотрим оба способа заделки тросов 1х19 и 1х19 Диформ (заделку струны затрагивать не будем - это отдельная тема).

 

Заделка "обжимкой" при помощи закаточной машинки .

Это один из основных способов, применяемых в яхтостроении и отвечающих всем современным требованиям. Специализирующи­еся на выпуске обжимных втулок фирмы поставляют их со все­ми необходимыми вариантами наконечников в виде талреп-ного винта, вилки, обушка и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 


Таблица подбора обжимныx наконечников и контроля запрессовки

 

Наружный D наконечника

D троса в мм

До обжимки в мм

После обжимки мм

2.5

5.53-5.41

4.82-4.7

3

6.35-6.22

5.56-5.44

4

7.54-7.42

6.35-6.23

5

9.12-9.00

7.95-7.83

5,5

10.84-10.72

9.50-9.35

6

12.54-12.42

11.12-10.95

7

14.30-l4.18

12.70-12.50

8

16.13-16.01

14.30-14.07

9 -10

17.85-17.73

15.90-15.70

11

19.83-19.63

17.47-17.27

12

21.44-2I.32

19.05-19.82

14

25.00-24.88

22.23-22.00

16

28.17-28.05

25.40-25.15

19

34.52-34.40

31.75-31.44

22

40.46-40.21

36.50-36.20

25

46.02-45.77

41.28-40.97

28

50.0

44.5-44.0

32

58.0

51.5-51.0

36

65.0

57.8-57.0

36-40

72.0

64.0-63.2

42-44

75.0

67.0-66.0

Чтобы заделка была надежной, нужно выполнить некоторые усло­вия, которые непосредственно влияют на работоспособность соеди­нения'

1. Необходимо, чтобы обжимная втулка-наконечник соответство­вала стандартам по наружному и внутреннему диаметру, и, разуме­ется, была изготовлена из соответствующего материала.

2. Необходимо четко фиксировать прилагаемые усилия, чтобы после процесса обжатия наружный диаметр находился в пределах допуска.

3. После процесса обжатия "обжимку" необходимо осмотреть в сечении она должна иметь почти круглую форму и не иметь трещин

Если было приложено излишнее усилие, то "обжимка" будет изог­нута. Работу по обжатию тросов не рекомендуется проводить на са­модельном оборудовании и с использованием самодельных обжим­ных наконечников с отклонением от допусков, так как один неверно заделанный стык может привести в дальнейшем к потере мачты со всеми вытекающими последствиями.

Для правильного выбора обжимной втулки-наконечника (по диа­метру троса и разрывному усилию) и возможности контроля за ка­чеством запрессовки приводим таблицу фирмы "Норсеман".

Заделка при помощи разъемных наконечников.

Для самостоятельной заделки концов троса, не требующей спе­циального оборудования, применяются разборные наконечники типа "Норсеман" или "Сталок". Практически единственным недостатком этого варианта является высокая стоимость фирменных деталей. Например, стоимость "норсемана" приблизительно составляет для троса диаметром 6 мм - 19 долларов, для троса диаметром 8 мм - 22 долл , для троса диаметром 10 мм - 27 долларов.

Приводим типовую инструкцию по сборке наконечника на конце троса (рис. 3).

1. Обрежьте трос с учетом длины наконечника. Перед обрезкой обмотайте трос липкой лентой и обрежьте его ножовкой через эту ленту (а). Наложите хомут из ленты, проволоки и т.п. на расстоянии около 10 см от обрезанного конца, наденьте корпус наконечника на трос (б). Подцепите наружные пряди троса отверткой или ножом (в) так, чтобы освободилась центральная часть троса (7 прядей).

2. Наденьте клин на центральную часть троса (г).

3. Равномерно распределите наружные проволоки троса вокруг клина так, чтобы они не попали в щель клина (д). При этом допуска­ется надвинуть корпус на клин и вращать его по часовой стрелке или против нее в зависимости от направления свивки троса - это помо­гает равномерно распределить наружные проволоки. Конец цент­ральной части троса должен выступать из клина на длину, равную полутора диаметрам троса.

4. Загните наружные проволоки троса с помощью пассатижей или отвертки (е). Получившаяся сборка должны выглядеть, как на левом рисунке. Если она больше похожа на средний или правый рисунки, значит, не были соблюдены требования пункта 3

5. Надвиньте на нее обушок (или вилку) наконечника (ж) и навер­ните его на корпус Если трос левой свивки (з), то вращать необхо­димо обушок, удерживая корпус, а при правой свивке (и) поступать наоборот Рекомендуется смазывать резьбы густыми сортами смазки, включающей соединения мо­либдена Не допускается попада­ние смазки на внутренние конус­ные поверхности корпуса и клина.

6. Используя подходящий пру­ток и гаечный ключ или тиски, за­тяните резьбу, не прилагая чрез­мерных усилий (к)

7. Отвинтите наконечник и проверьте равномерность распреде­ления проволок троса

8. Соберите наконечник оконча­тельно и законтрите гайку



Схема применения вариантов заделки.

 

Можно рекомендовать следующую схему заделки концов такелажа На верхние концы элементов стоячего такелажа рекомендуется ставить "обжимки", так как они имеют меньший вес, чем наконечни­ки "Норсеман" и "Сталок" На нижние же концы наоборот - реко­мендуется ставить наконечники.

Применяя такую схему, вы оставляете себе возможность подгон­ки такелажа по месту, что исключено при примечании "обжимок" на обоих концах (в этом случае надо достаточно точно измерить длину вант и штага, что на практике редко удается сделать безошибочно.)

 

"Обжимки" на нижних концах такелажа больше, чем верхние, под­вергаются воздействию брызг. В результате соленая вода попадает в полость обжимки, вызывая коррозию, поэтому появляется опас­ная вероятность обрыва из-за разрушения металла. И в этом плане разборный наконечник, установленный снизу, выгодно отличается от "обжимки" уже тем, что он может быть разобран и осмотрен на предмет устранения коррозии и после этого вновь заделан

К. Любченко, г Санкт-Петербург

Все публикации