Яхт-клуб «Семь Футов»
Морские путешествия
Паруса детства
Выставка Vladivostok Boat Show
Кубок Залива Петра Великого
Паб Старый капитан
Ресторан Семь футов
Яхт-клуб «Семь Футов»
РУС
ENG

История зарождения парусного спорта в России и Дальнем Востоке

 Парус и ветер. Яхты, буера, доски, лыжи под парусом, яхты на колесах… Особый мир взаимодействия человека, водной и воздушной стихий. В его истории все начинается с моря. Само название «яхта» происходит от голландского «гнать, преследовать». Так называется судно, специально предназначенное для спортивных или туристических целей.  Яхтинг – это спорт, это ваше здоровье и престиж. По словам одного из основателей парусного спорта во Владивостоке Евгения Ивановича Жукова, автора книги «Виват, регата!», в этом спорте человека привлекает возможность покорить стихию: испробовать мощь ветра и преодолеть сопротивление воды. Любители парусного спорта объединяются в яхт-клубы. Сначала для  совместных катаний-прогулок, затем родились состязания-гонки. По данным справочной литературы, первый яхт-клуб под названием  «WATER CLUB»  был основан в 1720 г. в Англии. Яхтинг - спорт, затратный материально, поэтому обычно яхтсмены – состоятельные люди, владельцы яхт.                      

В России парусный спорт начинается, как и многое другое, с Петра Великого, с его потешного флота и так называемой «Невской флотилии». В 1718 г. государь роздал «безденежно» и «вечно» знатным горожанам 141 судно для катаний по Неве. Суда эти были даны обывателям, «дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не навозные телеги». Известный специалист парусного дела Н.В. Григорьев называет «Невскую флотилию» первым в мире яхт-клубом, и для этого есть все основания. 12 апреля 1718 г. царем был подписан указ о содержании розданных обывателям парусных и гребных судов в исправности и чистоте, в котором фактически определены функции яхт-клуба.

Во-первых, это место для ремонта, ухода и хранения парусников в зимнее время, а также подготовки к плаваниям весной. Удивительно внимание государя к чистоте парусов и такелажа: «скресть» и «мазать» – вот два доминирующих глагола этой статьи закона.

Во-вторых, это школа морского дела, ответственность за обучение которому возлагалась на Комиссара. По воскресеньям с мая по октябрь при «способном ветре», по сигналам из флагов и пушечному выстрелу  владельцы судов должны были съезжаться в определенное место и ходить под парусом по 3 - 3,5 часа «для обучения». Комиссар же проводил трижды за сезон смотры судам и нещадно штрафовал нарушителей порядка и чистоты. Причем, на этом парусном флоте, как и на гребных лодках, было допустимо присутствие женщины – «госпожи», «по воле».

Как видим, великий Петр увидел в яхтинге способ и развития собственных подданных,  и творения красоты, которую паруса придавали  его детищу, городу на Неве. Итак, в России парусный спорт появился по воле руководителя государства. И не только Петр, но и его наследники, члены императорской фамилии, постоянно уделяли внимание его развитию. К примеру, любимая яхта последнего российского императора «Штандарт» предназначалась не только для прогулок, но и являлась местом дипломатических встреч, переговоров, подписания важных актов. Великий князь Александр Михайлович Романов был покровителем Рижского и Лифляндского яхт-клубов и Рижского общества шкиперов дальнего плавания.

Несмотря на высокое покровительство, дальнейшее развитие парусного спорта в России стремительным не назовешь. Только в 1846 г. был основан Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб. Через год им были проведены первые в России гонки под парусами. Затем стали появляться и другие, частные, клубы. В 1860 г. в Санкт-Петербурге был основан Речной яхт-клуб, позднее появились Парусный клуб, Невский яхт-клуб, Галерный яхт-клуб и др. Невский яхт-клуб был основан в 1892 г. как всесословный, но из-за высокой членской платы в нем состояло только 40 членов. Они занимались не столько гонками, сколько крейсерскими плаваниями. На его базе потом был создан яхт-клуб ВМФ СССР. В конце XIX в. яхт-клубы стали возникать в других городах империи, там, где были водоемы и энтузиасты. В немалой степени этому способствовало международное признание парусного спорта .

Правда, в 1886 г. на первых Олимпийский играх в Афинах был проведен только парад судов, поскольку ни классификации, ни правил, ни судейских организаций еще не существовало. Соревнования начались на играх в Париже в 1900 г., а еще через семь лет появился Международный парусный союз.

Естественно, появились документы,  регламентирующие  деятельность яхт-клубов. Они должны были действовать на основании уставов, которые утверждали Министерство внутренних дел или Морское министерство. С 1898 г. яхт-клубами в России занимался отдел торгового мореплавания Учреждения по управлению торговым мореплаванием и портами Министерства торговли и промышленности. Ему предписывалось «ведение морскими, речными и озерными яхт-клубами, а также всеми прочими обществами и кружками водного спорта, за исключением принадлежащих Морскому министерству». Правление яхт-клуба  состояло из командора, вице-командора, членов комитета, заведующего делами яхт-клуба, гоночной комиссии, ревизионной комиссии и др. Членами клубов, как правило, были состоятельные люди, т.к. взнос вступительный и годовой были значительны по тем временам - свыше 120 руб.

Яхт-клубы имели особый флаг: белый с синим обыкновенным крестом, с гербом города в левом верхнем углу. Им были облегчены формальности таможенного досмотра. Члены яхт-клуба имели особую форму одежды. Немалую роль в распространении знаний о парусном спорте и организации сообщества яхтсменов сыграли журналы, такие как, «Листок любителей морского дела» и «Яхта», издававшиеся Санкт-Петербургскими яхт-клубами.

В начале XX в., под влиянием процесса демократизации в результате революционных событий, деятельность клубов стала определяться Временными правилами об обществах и союзах, принятыми 4 марта 1906 г. С 1907 г. все кружки водного спорта, кроме Императорского яхт-клуба,  из ведения Министерства внутренних дел и Морского ведомства перешли в ведение Министерства торговли и промышленности. За Морским министерством осталось право утверждения рисунков яхтенных флагов и наблюдение за единообразием формы одежды. Поскольку правила 4 марта не предписывали обязательно представлять уставы яхт-клубов в министерство, то строгого их учета фактически не велось. Возможно, по этой причине обнаружить устав Владивостокского яхт-клуба в документах РГИА ДВ пока не удается.

О зарождении парусного спорта на Дальнем Востоке говорить довольно не просто. Для паруса нужен ветер и вода, да романтики-экстремалы - все это в изобилии имелось на российском Дальнем Востоке. Парус, прежде всего, был двигателем абсолютного большинства морских транспортных средств во Владивостоке. Это был не яхтинг. Это была жизнь с ее необходимостью в грузо- и пассажирских перевозках. Но в тоже время парус украшал, развлекал, воспитывал характер. Наверное, поэтому для многих дальневосточников жизнь без паруса не имела смысла. Все говорит о том, что мы внедряемся в сферу повседневности, которую по архивным документам познать практически невозможно, здесь нужны другие источники.

Постепенно жизнь менялась, появились люди со значительными доходами, именно они и стали первыми яхтсменами города. Одним из первых яхтовладельцев был купец Яков Лазаревич Семенов, построивший для себя парусное судно и назвавший его в честь жены «Эмилия». Прогулки на яхтах и парусных лодках были любимым занятием и элементом воспитания детей в семьях бесстрашного китобоя и морехода Отто Васильевича Линдгольма, предпринимателя и мецената Михаила Ивановича Шевелева и др.

В начале XX века в городе уже был яхт-клуб около Адмиральской пристани. Однако информации о нем удалось найти немного, возможно, потому, что яхт-клубом могла называться лодочная станция, приносящая определенный доход владельцу. Как отмечается в источнике, «в 1907 году здание около Адмиральской пристани, носившее вывеску «Яхт-клуб», представляло увеселительное заведение с оркестром девиц, доступных для всех и во всякое время суток». Рядом была устроена лавочка, шлюпочная мастерская, а по всему берегу валялись яхты, шлюпки, снасти вплоть до городских пакгаузов. Городская администрация считала существование такого клуба нежелательным для города.

 В 1908 г. появилось Владивостокское общество спорта, одной из задач которого было наведение порядка в спортивной жизни города, где доминировали конный спорт и футбол. Уже в 1909 г. газета «Океанский вестник» отмечала оживление деятельности яхт-клуба: «увеличилось количество русских яличников, а в праздничные дни на бухте Золотой Рог снует масса парусных яхт». Среди них и яхта «Ирис», принадлежавшая сыновьям одного из основателей торгового дома «Кунст и Альберс».   Как пишет немецкий журналист Лотар Деег, «спорт и изысканный образ жизни особенно удачно дополняли друг друга…» с тех пор, как Густав Альберс подарил двум своим сыновьям, живущим во Владивостоке, парусную яхту «Ирис», длиной почти 14 м и шириной 3,15 м. В ее команду вошли оба Альберса, Р. Тайх, В. Хансен, А. фон Бракель. Вахтенным, коком и управляющим винным погребом в одном лице был китаец с парохода «Тунгус». «Отныне с середины апреля до начала октября «Ирис» почти всякий выходной плавала к островам и заливам вокруг Владивостока и без всякого ущерба для себя выстояла в нескольких тайфунах».  Вообще у служащих торгового дома «Кунст и Альесных прогулок была яхта «Адмирал».


  

         Следом другие любители парусного спорта заказали себе на верфи норвежского капитана Хеллисена яхты, пусть и меньшего тоннажа, но благодаря этому появилась возможность устраивать регаты. Соперницей «Ирис» стала яхта Леонида Бринера под названием «Минетонка». «Это в лучших спортивных и корпоративных традициях стало основанием для учреждения во Владивостоке Императорского Владивостокского яхт-клуба» - пишет Л. Деег. По его данным,  первым коммодором яхт-клуба стал Леонид Бринер, а вице-коммодором -  Альфред Альберс. Однако справочные книжки по Приморской области свидетельствуют, что Леонид Юльевич Бринер стал командором, а Альфред – вице-командором только в 1913 г.

Правда, корреспондент газеты «Океанский вестник» в одной из немногочисленных заметок о парусном спорте посетовал, что среди яхтсменов, катающихся по бухте в праздничные дни, редко увидишь подростков. «А вот за границей, да и в Европейской России подростки принимают самое живейшее участие как в подготовительных к гонкам катаниях, так и в самих гонках». Парусный спорт способствует развитию энергии, предприимчивости и здоровья. Любопытно, что яхт-клуб занимался проведением и весельных гонок, в которых принимали участие и гарнизонные катера,  и частные ялики.

В любом случае, 1909-1910 годы – знаковые для Владивостокских яхтсменов. Обследование, проведенное летом 1910 г., показало, что на всей территории Приморской области от Владивостока до Камчатки был только один яхт-клуб – Владивостокский.  В его составе на 1910 г. насчитывалось 43 члена и 14 кандидатов. Учредителями клуба были командор капитан 2-го ранга Павел Густавович Тигерстедт, предприниматели Аксель Кириллович Вальден, Михаил Иванович Суворов, Александр Алексеевич Масленников, морской офицер, журналист и общественный деятель Виктор Ананьевич Панов и чиновник Конрад Александрович Лакшевиц.  Вице-командором клуба был в 1910 г. Л.Ю. Бринер. Сохранившийся список членов клуба насчитывает более 50 человек, основная масса которых – сотрудники торговых домов  «Кунст и Альберс», «И. Лангелитье», Добровольного Флота, пароходной компании «Бринер и Кузнецов» и др. Клубу принадлежали 15 судов.

Парусные состязания проходили по двум маршрутам: малому  - по бухте Золотой Рог, и большому – в Амурском заливе. В гонках принимали участие не только суда яхт-клуба, но и Морского ведомства и частных владельцев. Малые гонки стартовали в 2 часа дня у мыса Чуркин и проходили в сопровождении парохода «Свирь», на котором размещалась публика. Большие гонки начинались в 9 час. утра  и проходили по треугольнику, длиной 18 морских миль: Ларионовский маяк – мыс Песчаный – Первая Речка – Ларионовский маяк. Видимо, тогда на м. Ларионова (остров Елены) располагался маяк.

Благодаря деятельности этого яхт-клуба во Владивостоке парусный спорт стал нормой жизни, а не только развлечением. Однако в популярной литературе, изданной в советское время, есть и другая оценка: «местные предприниматели в рекламных целях … проводили гонки яхт». Из такого текста не ясно, что именно они рекламировали, но достичь удалось главного – каждый мальчишка города мечтал о своем парусе в море.

В выходные и праздничные дни яхтовладельцы поднимали паруса своих яхт, совершая прогулочные катания по бухтам, красуясь и украшая город. Увлечение было столь велико, что парус не оставляли и зимой. Современник вспоминает, как на буерах мчались по льду бухты Золотой Рог от катка в районе памятника Г.И. Невельскому до катка близ Луговой.

Однако, судя по немногочисленным информационным сообщениям в сохранившихся газетах и документам, парусный спорт все-таки не был широко развит. Владивостокцы больше внимания уделяли ипподрому, футболу и хоккею. 

Советская власть развитию спорта уделяла огромное внимание. Решением ВЦИК РСФСР от 7 июня 1923 г. в стране повсеместно создаются Советы физической культуры. В 1925 г. принимается постановление ЦК РКПб «О задачах партии в области физической культуры». И как это ни удивительно, парусный спорт занял в этих планах достойное место.

Для советской действительности яхта – дорогое удовольствие. Поэтому занятия яхтингом – привилегия коллективного собственника. Таким являлись военный флот, пароходства, судоремонтные заводы, но, прежде всего, учебные заведения, готовившие моряков. Это была школа профессионального мастерства. Наверно, поэтому яхтинг находился под покровительством профсоюзов. Профсоюзы в соответствии с законами советского времени получали земельные и водные участки для спортивных сооружений бесплатно и бессрочно.

Кроме профессии, отдыха и спорта, яхтинг – это еще и народная дипломатия, представительство. Поэтому вопрос о качестве и красоте яхт остался актуальным, хотя строились они, как правило, всем миром. Известный дальневосточный капитан Д.А. Лухманов  в 1924-26 гг. руководил Ленинградским морским техникумом. Его курсанты под влиянием книги Д. Слокама, впервые совершившего одиночное кругосветное плавание на яхте  «Спрей», решили построить яхту своими руками, собрав деньги. Однако высокое начальство запретило инициативу, а построенная яхта стала учебной.

Яхты были отнесены к маломерному флоту, обязательно регистрировались. Огромное значение имело производство – в советском государстве оно должно было быть собственным. В начале 1930-х гг. родилась идея спроектировать и построить большие крейсерские яхты для дальних морских и океанских плаваний. В 1932 -1935 гг. на ленинградской верфи «Спортсудостроитель» были заложены и построены яхты «Ударник», «Пионер», «Стахановец» и «Ленинградец», проект которых был разработан яхтсменами-конструкторами Н.Ю. Людевигом, В.Г. Щепкиным и Н.А. Александровым. Предназначались они для полноценной работы по подготовке спортсменов, в частности, для Парусного клуба ленинградского Облсовпрофа (яхт-клуб ВЦСПС после войны, в 1954 г. – яхт-клуб ЛОСПС). Парусные корабли при военных училищах сокращенно называли УПС. «Стахановец», переименованный в «Россию» в 1964 г., приучал к морскому делу учащихся детской спортивной парусной школы, снимался в фильме «Война и мир». В.Г. Щепкин, выдающийся советский яхтсмен, стал капитаном «Ударника», И.П. Матвеев,  чемпион СССР по килевым яхтам, капитаном  «Стахановца».

Естественно, что парусный спорт не был забыт и на Дальнем Востоке, однако документов от этого времени сохранилось еще меньше. Руководил спортивной жизнью в регионе Дальневосточный краевой Совет физической культуры (ДВКСФК). Именно он принял разоренное гражданской войной спортивное имущество, в том числе водных станций и яхт-клубов. Известно, что одним из первых ему пришлось решать вопрос о передаче имущества яхт-клуба в Хабаровске, которое изначально попало в ведение деткомиссии и фактически распродавалось. Осенью 1924 г. прошла Первая Дальневосточная спартакиада в Хабаровске. Затем спортивные праздники стали ежегодными. Водные виды спорта на них занимали достойное место. Однако о парусном спорте в эту пору известно немного. Как пишет В.И Андреев, он культивировался во Владивостоке, где было три-четыре десятка разнообразных швертботов. Наибольшей популярностью в те времена пользовались длительные спортивные переходы, например, переход на 4 ялах из Благовещенска во Владивосток (3600 миль).

Один из документов ДВКСФК от 15 ноября 1927 г. сообщает, что всем организациям были разосланы для руководства официальные правила  проведения парусных соревнований. К сожалению, самих правил в архивном деле нет. В 1930 г. во Владивостоке был открыт яхт-клуб на побережье Амурского залива на 19 км.

Согласно календарю спортивных, учебных и массовых мероприятий на лето 1934 г. в СССР, была поставлена задача для Всесоюзного СФК провести учет лучших мастеров (от 30 до 50 человек) по 23 видам спорта, в том числе  парусному. Правда, самих спортивных состязаний по парусу в календаре нет. Постановлением СНК № 637 от 14 июля 1934 г. было разрешено израсходовать 200 тыс. рублей на строительство Владивостокской водной станции.

Накануне войны на водной станции Дома офицеров флота появились 4 швертбота «М-20» верфи ВЦСПС и килевые яхты «Л-60» и «Л-45». Соревнования проводились в основном городские,  с общего старта. В 1948 г. была проведена первая парусная регата Дальнего Востока, в которой приняли участие спортсмены Владивостока, Иркутска, Хабаровска и КТОФ. Победителем стал спортсмен «Водника» Е. Жуков. Во второй половине 1940-х гг. несколько дальних переходов по Амурскому и Уссурийскому заливам совершили флотские спортсмены.

В начале 1950-х гг. любители парусного спорта городов Дальнего Востока начинают приобретать однотипные суда для проведения зональных соревнований. Появились яхт-клубы в Советской Гавани, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. С 1952 г. начинают проводиться соревнования на первенство Приморского края. Главная помеха развитию и вливанию в общесоюзный спорт – удаленность. Появилась такая форма, как заочное участие во Всесоюзных парусных соревнованиях. В том же 1952 г. в них приняли участие 60 судов (вымпелов), которые соревновались на двух дистанциях: швертботы и ялы – 6 миль, яхты – 12 миль.

Судя по информации, опубликованной в журнале «Катера и яхты», и в 1960-е гг. дальневосточные яхтсмены были по-прежнему предоставлены сами себе. Участие во всесоюзных и региональных регатах, таких как Балтийская, для них было невозможным: яхты доставлять пароходами, самим лететь на самолетах. По этой причине на Всесоюзных соревнованиях видим киевлян, одесситов, прибалтов, ленинградцев, москвичей, но не дальневосточников. Однако выход был найден, регаты, в том числе и квалификационные мероприятия для получения званий мастеров, появились и здесь. Прежде всего, это Кубок залива Петра Великого. В сентябре 1980 г. опробована практика проведения совместных плаваний яхт-клубами Москвы и Владивостока. Яхтсмены обменивались полностью подготовленными и снаряженными яхтами. Московские яхтсмены получили яхту «Чукотка» для плавания к берегам Камчатки, а яхтенный капитан Л.К. Лысенко - яхту «Аврора» для участия в Кубке Балтики.  

Особое развитие парусный спорт получил на КТОФе. С конца 1960-х гг., по сведениям В.Б. Манна, силами преподавателей и курсантов ДВВИМУ,  стали практиковаться систематические плавания на небольших парусных судах, яхтах,  как часть нравственно-психологического воспитания будущих моряков. Сторонники этого метода обучения считали, что «школа плавания при полной и безусловной зависимости от окружающей среды… - бесценна как метод воспитания уважительного отношения к морской стихии». Участники плаваний прошли маршрутами Г.И. Невельского, провели физическое моделирование маршрутов Первой Камчатской экспедиции. В 1976-77 гг. яхты «Родина» (капитан Л.К. Лысенко) и «Россия» (капитан В.Б. Манн) провели эти работы, завершив их сооружением мемориального комплекса в честь моряков экспедиции Беринга в порту Провидения. Результаты проведенного моделирования позволили уточнить количество географических объектов, открытых в ходе экспедиции: от 28 известных ранее до 220.

В 1977-79 гг. яхты «Восток» и «Чукотка» пошли по следам Второй Камчатской экспедиции, но в начале 1980-х гг. внешнеполитические проблемы помешали продолжению плаваний к берегам Америки. Лишь в 1988 г. они были возобновлены: яхты «Надежда» и «Командор Беринг» отправились к берегам Аляски. Завершением этой операции «Паруса Русской Америки» стал переход эскадры яхт из Владивостока на Аляску в 1991 г. в честь 250-летия экспедиции Беринга и Чирикова. Участвовали 5 яхт – «Светлана», «Блюз», «Восток», «Сталкер» и «Байкал».

В 1970-е гг. проводилась Дальневосточная парусная регата – региональные соревнования, на которых были представлены команды Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области. Проводились они обычно в августе, в месяце благодатном, когда заканчивается сезон туманов, дуют ровные ветры небольшой силы, температура воды достигает 24 градусов.  На старт ДВПР – 1974 вышло 35 яхт. Победила команда «Водник». Результаты соревнований: «Дракон» - Ю.Н. Нисковский (КТОФ), В.А. Вольтер (Водник), Л.В. Коровин (КТОФ); «Летучий голландец» - Е.В. Пирогов (Водник), М.И. Павельев (КТОФ), А.В. Козырев (Владивосток); «Финн» - В.Г. Броженко (Водник), П.П. Кошаро (Водник), А.Л. Патик (Водник).

В начале 1980-х гг. во Владивостоке действовали три яхт-клуба: Тихоокеанского бассовета ДСО «Водник», «Спартак», КТОФ и парусная секция ДВВИМУ. В 1982 г. по инициативе спортсменов ДВВИМУ была проведена первая гонка крейсерских яхт в Амурском заливе на Кубок адмирала Г.И. Невельского. Маршрут: база ДВВИМУ – о. Скребцова – м. Песчаный – пролив Старка, о. Попова – о. Козлова – о. Скребцова – база ДВВИМУ.  Победила команда яхт-клуба «Водник». Соревнования показали, насколько интересными и захватывающими могут быть парусные состязания на Амурском заливе. Как отметил капитан Лысенко, «благодаря хорошо продуманному маршруту гонки и разнообразию природных условий, на исход спортивной борьбы в основном влияло лишь мастерство экипажей».

Новый век принес глобальные изменения, в том числе в историю парусного спорта. Белые крылья летящих по синим волнам Амурского залива яхт стали не только символом, но и частью повседневной жизни Владивостока.

 

 

Список судов Владивостокского яхт-клуба на 1910 г.

 

1.

«Минетонка»

Крейсер Куттер

2.

«Ирис»

Крейсер Куттер

3.

«Стелла»

Слуп  (гоночн.)

4.

«Меркур»

Крейсер Куттер

5.

«Венус»

Крейсер Куттер

6.

«Херта»

Крейсер Куттер

7.

«Грета»

Слуп (гоночн.)

8.

«Елена»

Крейсер Куттер

9.

«Тютю»

Тендер

10.

«Заноза»

Американский Слуп (гоночн.)

11.

«Фангули»

Американский Ларк (гоночн.)

12.

«Адмирал»

Плоскодон.

13.

«Моппель»

Моторная лодка

14.

«Хуммель»

Моторная лодка

15.

«Юнион»

Моторная лодка

 

 

Список членов и кандидатов Владивостокского яхт-клуба 1910 г.

 

Члены-учредители

 

Тигерстедт Павел Густавович

Вальден Аксель Кириллович

Суворов Михаил Иванович

Масленников Александр Алексеевич

Панов Виктор Ананьевич

Лакшевиц Конрад Александрович

 


Действительные члены

Альберс Альфред Густавович

Альберс Густав В.

Браккель, фон А.

Бринер Леонид Юльевич

Бэк К.П.

Вебб Владимир Владимирович

Вебб И.В.

Ганзен Владимир Карлович

Гильдебрандт И.Ф.

Глазенап О.Г.

Жгулев Г.А.

Игони А.И.

Иогансен Иван Христофорович

Кабиш Г.Ф.

Кавелин Алексей Иванович

Козьмин Николай Николаевич

Котс И.Я.

Кунце Фридрих Оттович

Лангелитье Альфред Иоганнович

Морин Игнат Николаевич

Нильсен Х.И.

Паап Х.К.

Попов А.Д.

Рейнфельд (Рейнфельдт) Николай Карлович

Рейнфельд О.Ф.

Рюге Г.М.

Тейх Р.

Тихауэр О.

Толле Георгий Филиппович

Турм М.Г.

Фрезе Бруно Юльевич

Фрике Э.К.

Шаррман В.

Шестедт Ларс Фердинандович

Штенгель А.К.

Эльгас Оскар Лаврентьевич

Ярышкин Петр Львович

 


Кандидаты в члены

Бабинцев Анатолий Васильевич

Вальден Франц Акселевич

Ведемейер К.А.

Вольф А.

Гертель М.

Корнельс Эдуард Федорович

Корпус Г.

Лагерфельд Отто

Ларсен А.Х.

Пеппель Евгений Иванович

Старцев Алексей Александрович

Трейде Г.(Х.)

Швалько Л.У.

Щервинский Г.К.

  

 

 

Все публикации