|
|||||
Александр Котенков: Владивосток станет крупнейшим яхтенным центром в АТР!Александр Котенков: Владивосток станет крупнейшим яхтенным центром в АТР!Крупнейшее спортивное событие во Владивостоке на этой неделе - "Кубок Залива Петра Великого 2008" - Чемпионат России по парусному спорту в классе "Конрад-25Р" и Чемпионат России в классе яхт открытого моря свыше 35 футов (ORC-Club), проходящий на акватории залива Петра Великого. Узнать все подробности проведения этой регаты и оценку ее уровня, мы решили из уст главы федерации парусного спорта России - Александра Котенкова. Но для начала, мы поинтересовались у Александра Алексеевича, каким же был его путь в яхтенный спорт?.. - В 1962 году в Ростове-на-Дону в яхт-клубе Росстельмаш было принято решение создать детскую секцию. Нам прислали опытного тренера, которому было поручено набрать группу детей. Он набрал нас, 10-летних пацанов, 32 человека, и начал учить. Не было ни специальных методик, ни матчасти детской, нас всю зиму учили теории. Что очень кстати важно! Я сейчас общаюсь с молодежью, и они вообще устройство яхты не знают, тем более, сейчас пластиковые яхты, они знают корпус, мачта, гик. А если спросить чуть больше, ничего не знают. Весной нас впервые вывезли в яхт-клуб, распределили по взрослым экипажам, вручили в руки раштетки, и мы каждый свою яхту обдирали, олифили, шкурили и по-новой красили. После первого такого цикла нас осталось летом 12 человек. Потом нас всех вывезли в море, затолкали на одну яхту, в трюм в штормовую погоду... Эффекта можно было ожидать - ни одного живого на борту не осталось... (смеется) После этих испытаний нас осталось уже четверо. А в конечном итоге в яхтинге остался я один. И такой естественный отбор, я считаю, был правомерен, только отбирать надо не из 32 человек, а из тысячи! Как это сейчас делают в Китае для побед в Олимпиаде. А у нас в стране в классе "Инглинг" 2 экипажа! Из кого выбирать? Да, парусный спорт - это не легкий спорт, даже по показателям здоровья, в наше время это была тяжелая работа с лодкой. Зато, я могу с гордостью сказать, что всем хорошим в жизни я обязан парусному спорту. Я умею делать все! У меня 12 рабочих профессий, кроме 3-х высших образований, и все это мне дал парусный спорт. Так вот, "выжив" в этой борьбе, я через 4 года стал чемпионом области в классе "Кадет", потом стал чемпионом России, и только неожиданная смена шкотового перед чемпионатом Союза помешала мне победить там... В конце 80-х годов я снова стал гоняться, только уже на крейсерах. В 1996 году меня избрали вице-президентом всеросийской федерации парусного спорта, а в 2000 году, после победы в чемпионате России в гонках больших крейсерских яхт на Черном море, меня избрали президентом нашей федерации. Сейчас гоняюсь в трех классах: "Конрад-25Р", вернулся на возрожденный класс "Летучий голландец" и продолжаю гоняться на больших крейсерах "Farr-42". Так вся моя жизнь связана с яхтенным спортом. - Если можно, Ваши итоги выступлений российской сборной на прошедшей Олимпиаде? - Итоги крайне неудовлетворительные. С одной стороны, мы ничего не ждали от новой сборной, потому что прошла полная смена экипажей, кроме экипажа Екатерины Скудиной, которая участвовала в предыдущей Олимпиаде, претендовала на медаль, но выступила хуже ожиданий. Еще наш возможный претендент Игорь Лисовенко был незаслуженно дисквалифицирован, как только он вышел в общем зачете на второе место. К сожалению, Олимпиада больше политика, а не спорт, и если Россию решили оставить без медалей, ее неукоснительно оставят. По возвращению в Москву мы сделаем более тщательный анализ причин наших неудач, потому что, не смотря на все политические события, мы все равно должны быть сильнее. Может быть, была недостаточная командная подготовка у Екатерины, не было отличного психолога, который бы смог настроить ее на победу. Все остальные наши спортсмены участвовали в Играх в первый раз, у нас была самая молодая сборная в истории страны и самая молодая парусная сборная на всей Олимпиаде. Средний возраст наших яхтсменов - 22 года. Особые надежды мы возлагаем на Игоря Лисовенко, который уже на этой Олимпиаде реально претендовал на медаль! Все остальные поехали ради опыта. Мне Фетисов говорит, что надо вывозить только тех, кто реально претендует на медали. А кто же тогда будет бороться за выход на Олимпиаду, на получение лицензии?! Если человек понимает, что ему не светит медаль, то он и "корячиться" не станет! А если он понимает, что у него есть шанс поехать на главное событие своей жизни, он будет за это бороться!.. А если в целом говорить о причинах, то они просты. У нас фактически нет спортивных школ и баз парусного спорта. Лучший в стране яхт-клуб - "7 футов", но Владивосток город слишком далекий, чтобы использовать его как базу для подготовки сборной команды. Теоретически, ребенка можно научить основным приемам, но вырастить из него международного мастера на Клязьминском водохранилище - невозможно! Подготовку надо вести на яхтенных акваториях! Единственный государственный яхт-клуб в Сочи - преднамеренный банкрот. И когда мы приезжаем на сборы, а там в это время проходят сборы скелетона, я этого не понимаю! Поэтому, говорить о том, что нам создали все условия нельзя! Да, наша сборную обеспечили матчастью, большое за это спасибо Росспорту. Но ведь обеспечивать надо и все то, что за сборной! А у нас там нет ничего... Ведь лучшую лодку надо отдать лучшему спортсмену, отобранному из тысяч других, а не тем, которые у нас просто есть!... Надо создавать струкутуру крупного, экономически самостоятельного яхт-клуба, который бы не зависел от государства, и в котором под парусом гонялись бы самые лучшие, а все остальные вполне могут просто работать в нем. - А что такое крупный яхт-клуб? - В "7 футах" 90 яхтенных стоянок, в Ерском (Франция) яхт-клубе - 4500 стоянок! Это, фактически, градообразующее предприятие. Это шкиперы, ремонтники, работники причалов, да даже официанты должны понимать, о чем говорят спортсмены! (улыбается) - Вернемся к приморским берегам. Есть ли в будущем у наших ребят шанс попасть в олимпийскую сборную России? - Да. У вас подрастает неплохая молодежь. Они еще достаточно молодые, но уже в следующем году немало приморских ребят войдут в состав молодежной сборной страны и будут участвовать в международных соревнованиях. - А Владивосток способен стать центром российского яхтинга? - Одним из центром, безусловно, каким он и сейчас является. Благодаря Михаилу Ермакову, здесь собран самый большой флот в стране яхт "Конрад-25". Эти лодки хорошо подготовлены, и никто из приезжих еще никогда не жаловался, что ему дали плохую яхту! О дальнейшем развитии яхт-клуба, мы говорили с губернатором, и Бог даст, он исполнит свое обещание, и передаст нам акваторию от мыса Купера до мыса Бурного. И если это состоится, мы построим здесь один из крупнейших на всем Дальнем Востоке яхт-клубов на 1500 стоянок. Для сравнения, великолепный олимпийский яхт-клуб в Циндао имеет всего 700 стоянок. Появление такого клуба даст толчок развитию яхтингу вообще и парусному спорту в частности. И тогда, Владивосток станет крупнейшим парусным центром в стране! Мне не хотелось бы, чтобы он стал доминирующим, (смеется) мне хотелось бы, чтобы появлялись и другие яхт-клубы в стране, которые бы могли достойно коункурировать с "7 футов"! - Вы приезжаете к нам уже в 5-й раз за последние 6 лет. Чем Вас так привлекает регата "Кубок залива Петра Великого"? - Очень, очень многим! Это самая организованная регата в стране, куда мы можем привлечь большое количество участников. Это уникальная акватория, которой нет нигде в стране! Черное, Азовское море - это "голые" моря, там можно проводить гонки только по прямой. Конечно, мы там делаем какие-то петли, но это все маршрутные гонки. А такой островной системы, системы проливов нет нигде в России. С одной стороны, это тяжелейшие гонки и без опыта не то, что выиграть, пройти ее даже сложно! Нужно знать все особенности течений, ветровых течений, проливных течений. Например, вчера, это был ужас за островом Герасимова! Все лодки разбежались на много миль, расстояние составляло часы! И вдруг, ветер скис, и все собрались в одном месте и началась "гонка нервов". Никто не хотел отдавать свои позиции! Такой впрыск адреналина был, когда мне удалось уйти из этой толпы первыми, это было что-то непередаваемое! Получение опыта в таких регатах, когда в течение трех суток ты попадаешь и в штиль, и в шторм, и в ураган, и все это переживаешь, это просто непередаваемые ощущения и бесценный опыт! Поэтому, я ездил, езжу и буду ездить сюда. - Регата еще идет, какие Ваши впечатления от этого года? - У нас хороший, боевой настрой! Как и в прошлом году, первые гонки идут настроечные, потом потихоньку выдвигаемся, и я думаю, что будем и дальше наращивать наш результат. В целом, ощущения великолепные, кроме одного. Впервые за всю историю погода не радует нас. Выдержать полный штиль, особенно трое суток полного штиля, как было в этой 200-мильной гонке, это просто потрясающе! Когда в крохотной лодочке постоянно назходится пятеро здоровых мужиков, это не самое легкое мероприятие: ни отдохнуть, ни повернуться, все время находишься в полусогнутом состоянии. Во время шторма идет работа мышц и как-то веселее. А во всем остальном, регата оставляет великолепное впечатление! Ну и будем выполнять то, что нам послал Господь, и надеяться на ветер... - В завершении нашей беседы, Ваши пожелания пользователям нашего сайта? - Пожелание только одно: приходить, смотреть и принимать участие! Приводить в яхт-клуб своих детей, яхтингом заниматься никогда не поздно! Здесь можно и отдохнуть, прокатиться на яхте, и попроситься самому в экипаж! - Большое спасибо! |
|||||
|