Большое интервью Командора яхт-клуба "Семь футов"
Михаил Ермаков: «Владивосток – парусная столица России»
вторник, 26 марта 2013 12:02 GMT+3
В его кабинете – огромный портрет Петра Первого, но он помнит, как зовут старенькую учительницу математики. Девиз его жизни: «Жизнь – это парус». Он называл своего отца не иначе, как «Капитан», пока не услышал: «Старпом, вахту сдал», и тогда ответил: «Кэп, вахту принял».
Он называет всех на «ты», так принято у яхтсменов, но в этом «ты» нет ни тени снисхождения или покровительства, а слышится вот что: «Мы живем на Востоке, в Приморье, мы выросли у этого моря, мы одной соли – ты и я, и соль эта морская». Михаил Ермаков, президент Федерации парусного спорта Приморского края, командор яхт-клуба «Семь Футов», вице-президент ВФПС, президент Благотворительного фонда развития детского парусного спорта «Паруса детства», победитель и призер множества парусных соревнований, кубков и регат, морской волк, крепкая хватка которого хорошо известна, – гость нашего номера.
- Михаил Ильич, почему все-таки над столом – портрет великого самодержца?
- Есть замечательный советский фильм «Доживем до понедельника». Чудесный фильм, классика. Помните эпизод, в котором закоренелый двоечник Сыромятников, заканчивая свой ответ на уроке истории, говорит: «И вообще, России после Петра Первого на царей не везло. Это мое личное мнение». И все смеются, и вы вот улыбаетесь. А я с ним согласен. Петр Первый – великая личность. Он основал российский флот, он сам строил корабли, он вывел Россию на морские просторы. Но главное – он жил для этой державы, для России. И он любил море и паруса.
- Слушая вас, понимаю: вопрос о том, почему вы – обеспеченный человек, яхтсмен-профессионал, обладающий уникальными навыками организации прибрежных спортивных кластеров, не покидаете Россию, несколько неуместен.
- Почему же? Мне его не раз задавали. В свое время даже прибавляли что-то вроде: «Не надоело ли тебе долларами акваторию засыпать?» И «Выбрасывать деньги на ветер». Отвечу. Я люблю свою Родину. Я здесь родился и вырос, учился, служил, работаю – зачем мне куда-то уезжать? Я не хочу благоустраивать Австралию или Новую Зеландию, у них и так все хорошо. Я лучше буду делать, чтобы было комфортно и интересно жить здесь, в Приморье, в России, и найду тех, кто будет это делать вместе со мной. Давайте строить красивый город, мосты и марины, воспитывать детей, своих и чужих, а за границу ездить в гости или на регаты. А лучше морем идти.
- Ваши дети придерживаются того же мнения?
- Они же здесь, со мной. Хотя все шансы покинуть Родину у мальчишек были. Старший, Илья, после окончания ДВГУ на полгода съездил в Окленд, сдал все экзамены на «отлично», а когда нужно было подавать документы на дальнейшее обучение, сказал: «Нет. Я еду домой». Младший Владимир тоже не бредит чужими берегами. И если мы едем за границу, то только на гонки. Здесь, во Владивостоке, наши корни, и это не пустые слова.
- История вашей семьи связана с Владивостоком?
- Мой отец, Илья Ермаков, Старый Капитан – потомственный военный: его отец Михаил Васильевич был командиром Красной Армии. Мой прадед по отцу, Никифор Абрамовский, работал литейщиком в цехе №2 на «Дальзаводе» и стал первым Героем Труда в Приморье. В 1933 году Всесоюзный староста Михаил Калинин вручал ему грамоту в Кремле. Его жена, Феона, несмотря на сказочное имя, была матерью-героиней, вырастила 13 детей. Улица Александра Гульбиновича названа в честь моего прадеда по материнской линии, погибшего от рук японских интервентов в далеком 1922 году. Раньше в музее Арсеньева даже стенд был о нашей большой семье. Так что выросли мы все в этом городе, влюбились, сроднились с ним. И еще – море. Такого моря, как во Владивостоке, нет нигде в России. В 2002 году по приглашению яхт-клуба «Семь Футов» Владивосток впервые посетил президент ISAF, член Международного Олимпийского комитета Пол Хэндерсон. Тогда новая гавань яхт-клуба только начинала строиться. Мы провели с ним две регаты, детскую и взрослую, показали наши острова и морскую живность. Хэндерсон был действительно ошеломлен – такой красоты он не видел нигде и оценил акваторию Амурского залива как достойное место для проведения крупнейших международных регат, чемпионатов мира и Олимпиад по парусному спорту.
- Вы считаете, что Владивосток можно сделать центром если не Вселенной, то парусного спорта – точно?
- Я в этом уверен. И у нас есть проект строительства Международного центра водных видов спорта в бухте Федорова. Он включает в себя прекрасную яхтенную марину на 700 мест, водный гребной стадион с тремя олимпийскими дистанциями 200, 500 и 1000 м, детско-юношеские школы по парусу и гребле, красивую набережную и трибуны для просмотра гребных и парусных соревнований. В свое время проект был одобрен Сергеем Дарькиным, первым вице-премьером Игорем Шуваловым, президентом Олимпийского комитета России Александром Жуковым, министром спорта Виталием Мутко и нынешним губернатором Владимиром Миклушевским. Он одобрен, но денег, как всегда, не хватает. Между тем к проектированию и изготовлению рабочего проекта должны были приступить в этом году. «Виртуально» даже существует распоряжение о выделении на этот проект 4 миллиардов рублей, 2,7 из которых должны поступить из федерального бюджета, а 1,3 - из краевого. По идее, в этом году мы должны были получить первые 60 миллионов и начать проектирование и изготовление рабочего проекта. Но дефицит краевого бюджета не позволяет начать движение. Пока «старт» перенесли на 2014 год. Поживем – увидим.
- Миллиарды на паруса – неподъемные деньги для казны.
- Да понимаю я! Какие яхты, когда столько проблем вокруг... Но ведь главное начать! Я рассчитывал: для начала достаточно сделать хороший проект. Как делали для наших новых мостов. Да, такая работа стоит порядка двух миллионов долларов. Но под действительно красивый проект можно подтянуть инвесторов государственного масштаба! Таких, как «Транснефть», «Газпром». Ведь именно так строили Дворец спорта Фетисова. «Газпроминвест Восток» помог.
- Без государства все же не обойтись.
- Не обойтись, согласен. Но ведь государство должно понимать, что объектами, которые мы можем и должны построить, будет гордиться вся Россия. Это, по сути, объекты олимпийского уровня! А это, соответственно, и развитие детско-юношеского спорта, и международные соревнования, и развитие морского туризма, и просто красота столицы Приморья. Кстати, в прошлом году я запатентовал лозунг: « Владивосток – парусная столица России». И верю – так будет. Я неисправимый оптимист. А как же иначе? Мы должны быть горды своими восточными вратами! А в этом году нам пришлось отказаться от проведения международной студенческой регаты. Да что там говорить о регатах, когда мы даже гостей не можем пригласить – им швартоваться негде!
- В начале разговора вы обмолвились, что в шутку вас обвиняли в том, что вы долларами акваторию засыпаете. Землей, наверное, будет дешевле. Начните, засыпьте мол!
- Земля сегодня дороже долларов. Но пока была возможность, мы вкладывали довольно крупные суммы денег в обустройство акватории. Для безопасности тренировок и стоянки была построена и оборудована новая марина. По оценкам специалистов, эта марина является самой современной в России. Отличная закрытая стоянка, как на берегу, так и на воде. Спорткомплекс, краны, рундуки, магазин яхтенного оборудования, кафе, ресторан и прекрасная набережная, где отдыхают наши горожане и играют дети. Но важно не это. Важно то, что благодаря этому бухта стала безопаснее и удобнее, и ребятам стало лучше тренироваться. Сегодня же с финансированием всё гораздо сложнее.
- Говорят, вы оставили бизнес ради общественной деятельности и не находите нужным это скрывать?
- Полностью я бизнес не оставил, волей-неволей я в нем присутствую. Долгое время я занимался логистикой, перевозкой грузов по железной дороге. Схема была отлично отлажена и работает до сих пор. Но сегодня, признаюсь, этот бизнес сдал позиции и прежних прибылей не приносит. В борьбе с таким «монстром», как РЖД, мы выжили, но монополист есть монополист, и сегодня наши транспортные потоки сократились и уже не требуют прежнего внимания. Но и прибыли уже не те. Поэтому у меня есть возможность заниматься своим маленьким добрым делом, поднимать парус и воспитывать молодежь.
- Скучаете по прежним временам?
- У меня нет ностальгии по мощным грузовым и денежным оборотам, и частичные потери позиций я поражением не считаю. Были одни времена, сегодня другие. Хорошо, что я не уволил никого из сотрудников. И замечательно, что в то время, пока я активно занимался бизнесом, смог выстроить яхт-клуб. Да, сегодня при нем работает ресторан, кафе, которым командует моя жена Татьяна, стоянка для парусных и моторных яхт. Конечно же, это приносит какие-то деньги, но масштаб уже не тот. Но мир захватывать я и не планирую.
- Вы не азартный в бизнесе человек?
- Я в гонках азартный. В бизнесе – нет. Захватывать мне неинтересно. На самом деле в разгар багажных перевозок, когда по стране во все стороны тягали наши, точнее, японские автомобили, транспортных компаний появилось великое множество. И можно было, что уж там греха таить, их подмять, поглотить, используя вполне законные и не очень средства. Но у меня другое воспитание и понимание бизнеса. Я только всем им помогал. Плюс есть одна вещь, очень для меня важная: когда компания разрастается, ты перестаешь ее чувствовать. А мне нужно чувствовать, буквально трогать руками то, что я делаю. Борт шлифую или грузы вожу. Только тогда отлично получится.
- Откуда такая убежденность?
- Меня Старый Капитан так учил: если ты взялся за дело, оцени свои силы, ведь делать его надо не просто на «хорошо», а на «отлично». «Хорошо» – оценка допустимая, но она не приветствуется. Делу надо отдавать всего себя. Задачи надо ставить перед собой те, которые по силам. Вот, пожалуйста, сегодня все говорят: давайте заниматься молодежью, давайте, давайте, давайте! Выступают на форумах, прописывают программы. А вы не говорите – берите и делайте. Создайте кружок, футбольную команду дворовую. Не ждите, пока сверху директива придет. И денег не ждите, а вкладывайте, если есть. И всё! Один, второй, третий соберет такую команду, и некому будет в подъездах шприцами баловаться, а в подворотнях – ножичками.
У меня в школе всего сотня детей. Но сколько их прошло за 12 лет! Если каждый за свое небольшое, но хорошее дело возьмется, то детей на всех не хватит.
- Но это требует денег, и немалых.
- Тут не поспоришь. И если ты решаешь заняться, должен быть готов к тому, что деньги придется либо вкладывать, либо искать.
- Вкладывать вам приходилось. Достаточно посмотреть на ваше детище, яхт-клуб, который признан лучшим в России. А искать финансирование?
- Когда я начинал создавать «Семь Футов», мне казалось, что вот оно, стоит только начать! Вот только я это сделаю, все увидят, как здорово получается! Владивосток, море, дети, гонки! И народ подтянется, не может не подтянуться. Вкладывались мы, что называется, по-мужски. Не мог я смотреть, как мой любимый вид спорта приходит в упадок в крае. Никогда не думал, что в этом начинании в одиночестве окажусь. Но «настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», как пел Владимир Высоцкий. Пока получалось – получалось, и друзья находились, которые помогали нам. Но ситуация в бизнесе тоже меняется, и сейчас он у меня не такой доходный, как раньше. Поэтому хорошие взаимоотношения с госструктурами, особенно в вопросах финансирования, стали необходимостью.
С 2008 года начал свои «хождения во власть». Уговаривать и просить не люблю, и когда, например, говорят: «Ну, нет денег» – ходить и клянчить не буду. Мне проще пойти, заработать и потратить эти деньги на благие дела. Впрочем, сейчас процесс взаимодействия налаживается. Но это такой оборот документов!
- Итог?
- Итог тот, что спорт, свежий, сильный, морской, парусный, в конце концов, традиционный для нашего города, жив, и более того – он постоянно на пьедестале.
- Традиционный? Разве парусный спорт – это не синекура для богатых?
- Нет, конечно. История парусного спорта в крае – ого-го-го! У нас были такие капитаны! Когда в Советском Союзе были всего двое судей международной категории, один из них был у нас в крае – Георгий Драгилев, капитан 1 ранга, орденоносец, участник Великой Отечественной. У него было столько наград, что китель сам по себе стоял. Служили на ТОФе и призеры Олимпийских игр по парусному спорту. В 80-е годы детское отделение яхт-клуба ТОФ насчитывало около 100 человек и располагало 75 швертботами различных классов. Проводилось много юношеских и взрослых регат. И занимались дети все бесплатно, так же как и в моем яхт-клубе сейчас. Парусный спорт – это не спорт новых русских, как его пытаются представить, это спорт для тех, кто живет морем.
- Вы продолжаете традиции?
- Стараемся. Воспитанники детско-юношеской парусной секции яхт-клуба «Семь Футов» побеждают на всех городских, краевых и региональных соревнованиях. Несмотря на отдаленность Дальневосточного региона, изыскиваются средства для регулярного участия юношеской сборной команды по парусному спорту Приморского края во всероссийских соревнованиях. С 2002 года приморские яхтсмены входят в состав молодежной сборной команды России в классах «Кадет», «Луч», «420». Юные «семифутовцы» неоднократно побеждали и занимали призовые места в регатах Санкт-Петербурга, Москвы, чемпионатах России и международных гонках. А наша детская школа неоднократно признавалась лучшей детско-юношеской парусной школой России. В календаре Приморской федерации парусного спорта только на этот год запланировано 16 регат среди взрослых, 12 детско-юношеских, 11 – по виндсерфингу, 8 – среди буеров, 4 регаты за границей. Это не считая участия детско-юношеской сборной Приморского края и членов молодежной и взрослой сборных России во всероссийских и международных регатах на выезде.
- Хорошая школа?
- И не одна. Мы добились открытия отделений по парусному спорту в Федеральном училище Олимпийского резерва, в краевой комплексной ДЮСШ. Открыто и работает отделение паруса в Городской детско-юношеской спортивной школе, есть отделение парусного спорта в Центре спортивной подготовки – Школе высшего спортивного мастерства Приморского края. Конечно же, мы сотрудничаем с Департаментом по спорту краевой администрации. Создан Благотворительный фонд развития детского парусного спорта «Паруса детства», совершенно прозрачный, для привлечения меценатов, которые могли бы помочь развитию детско-юношеского парусного спорта в Приморье. Так что движемся вперед. Все вместе развиваем парусный спорт в крае и в городе. Без помощи государства было очень тяжело. Ведь именно для этого всё и затевалось. Именно для этого и появился яхт-клуб «Семь Футов» и продолжает работать Федерация парусного спорта Приморского края.
- И все-таки клуб. Но ведь тогда вы просто могли купить себе яхту и гоняться, «как все люди?»
- Гоняться с самим собой? Любить море в себе и себя в море? Да нет. Мне хотелось подарить ветер, море, острова, проливы тем, кто это любит. Или хотя бы показать то, что люблю сам: азарт гонки, адреналин, то, что видел.
- К тому моменту вы видели много?
- Я первые шаги на берегу сделал, в яхт-клубе ТОФ, а в пробоину легендарного швертбота «Айболит», которым командовал Старый Капитан, заходил как другие малыши под стол – пешком. А как только Кэп стал брать меня с собой, я выучил все акватории наизусть. Все мели и глубины островов Римского-Корсакова промерил сам, обошел острова и заливы. У нас в детстве были очень серьезные игры. Если мы подходили на яхте к какому-либо острову, становились на якорь, сразу же спускали на воду резиновую лодку и ходили на ней, промеряли глубины, рисовали карты, почти пиратские. По этим картам можно было даже взрослым спокойно ходить, знать, где лучше становиться на якорь и укрываться от ветра.
- Суровая школа.
- Но интересная. Та же, что мы даем сегодняшним детям. Так меня учил Старый Капитан.
- То есть отец?
- Не поверите, я никогда не называл его отцом. Сколько себя помню, всегда называл Капитаном. Для меня он всегда был Кэп. И была «Помпа» – помощник по политической части, моя мама Элеонора Васильевна, профессор истории. И для всех моих друзей, которые были рядом, и которых он воспитывал так же, как мы сегодня занимаемся и воспитываем своих бойцов. А потом, когда у него случился второй инфаркт, выписываясь из госпиталя, Капитан сказал мне, тогда старпому: «Ну все, теперь капитан – ты, принимай командование». Так он стал Старым Капитаном, старым не по возрасту, а по мудрости и по опыту. А меня друзья уже Адмиралом зовут. Меня и внук Мишаня зовет только Адмиралом. Я дедом быть не хочу. Кстати, на море «дед» – это старший механик, а я рангом повыше буду, у меня огромный парусный флот под командованием.
- Внук – еще один будущий яхтсмен?
- Похоже на то, хотя – как захочет. Это очень здорово, когда дети идут по стопам своих родителей – так рождаются династии. Это прекрасно. У нас в клубе выросло уже не одно поколение яхтсменов. Вовсю гоняются дети вчерашних молодых яхтсменов. Все, кто любит море. Кто любит гонки. Паруса.
- Вы всегда говорите – гонки. Не путешествия.
- Наверное, потому, что для парусного спорта интереснее азарт спортивной борьбы, а не походы выходного дня.
- Но ведь чем больше гонок, тем выше вероятность проигрыша в них?..
- И побед тоже. А если серьезно, конечно, невозможно каждый раз выигрывать. Но проигрывать надо уметь. Это тоже наука. В первые минуты после проигрыша, конечно, обидно. Но потом приходит осмысление…
- А чем живет парусное сообщество зимой?
- Гоняемся на буерах (яхтах, которые бегают по льду на коньках). Дети учат теорию и матчасть, занимаются в спортзале и бассейне, даже метеорология – наша наука. Чтобы понимали яхтсмены, откуда и как ветер дует. Чтобы быть «как рыба в воде», нужно не шестое чувство, а навыки. На воду человек должен выходить подготовленным. В жизнь – тоже.
- В жизнь?
- Для детей парусный спорт – это, в первую очередь, школа жизни. Занятия помогают побеждать собственный страх и упорно идти к результату. Они развивают мужество, ловкость и скорость реакции, так же как и силу, выносливость, владение своим телом. Учиться яхтингу непросто, но в этом философия спорта, философия успеха в жизни!
- Жизнь – это парус?
- Однозначно! Жизнь – это парус. Вот, смотри, это – патент. Я запатентовал эту фразу! Теперь она моя. Это мой девиз. Ведь как настроишь парус, так яхта и пойдет. Так и в жизни. Ты и капитан, ты и рулевой, и матрос. И это настроение, чувство хочется сберечь и передать другим.
- Чего бы вы хотели пожелать нашим читателям?
- Традиционно, по-морскому: «Попутного ветра и семь футов под килем!» И не бойтесь бурь. Помните, как у Макаревича: «В буре лишь крепче руки, и парус поможет идти. Гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль!». Да, кстати, я гоняюсь на яхте «Машина времени». Андрей это одобрил.
* * *
Яхт-клуб «Семь Футов» – правопреемник легендарного в прошлом яхт-клуба объединения профсоюзов «Труд», он располагается на берегу живописной бухты Федорова. Клуб «Семь Футов» является самым большим на Дальнем Востоке России по численности. На данный момент он объединяет более 300 взрослых спортсменов и около 100 учащихся детской парусной школы. Парусный флот яхт-клуба насчитывает 100 швертботов, 69 крейсерских яхт, 50 из которых активно принимают участие в проводимых регатах.
* * *
«Меценат, благотворитель. Наверное, так. Не люблю слово «спонсор». Для меня спонсорство – это желание за три копейки попасть к Богу в рай. Не просто сделать доброе дело, а пристроить его поудачнее, с выгодой для себя. Вечный вопрос спонсоров: а какая отдача? Иногда это выводит из себя. Да какая отдача? А просто помочь? Добро должно быть не с кулаками, оно просто должно быть. И не считайте денег на благие дела».
Все публикации